Оглавление

<

Главная Концепткар Суперкар Гостевая Фотографии


Blitzen Benz - белая молния

Mercedes 500K - алый знак  доблести

Mercedes-Benz CL - принц автомобилестроения

История создания - Mercedes-Benz G-klasse

Mercedes-Benz 100 лет

К концу 1901 г., спустя шестнадцать лет после создания Карлом Бенцем (Carl Benz, 1844-1929) первого в мире автомобиля - трехколесного Patent Motorwagen, - на его предприятии было построено 2702 машины. Основанная Бенцем в 1883 г. в Мангейме компания Benz & Cie прочно удерживала положение лидера среди мировых автопроизводителей. Пик выпуска пришелся на 1900 г. - 603 экипажа. Но в 1901 г. почва начала уходить из-под ног - объем продаж упал вдвое. В 1902 г. этот показатель снизился до 226 экземпляров, а в 1903-м - до 172. Причину этого можно было обозначить одним словом - Mercedes.

Дело было так. В начале 1901 г. на средиземноморское побережье Франции съезжался европейский бомонд - на традиционную "Неделю Ниццы". Программа "Недели" включала в себя многочисленные состязания на новомодных автомобилях: кольцевые гонки, спринты, скоростной подъем на холм. В те времена считалось, что автомобиль является прежде всего именно спортивным снарядом, а водитель - спортсменом.

Maybach 35PSНа сей раз ажиотаж был явно сильнее обычного - в протоколах соревнований значилась новая машина от Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG). Эта компания была создана еще одним основоположником автостроения - Готтлибом Даймлером (Gottlieb Daimler, 1834-1900) - в 1890 г. Появившиеся в прессе описания модели не сулили соперникам ничего хорошего. И действительно - заводской гонщик Вильгельм Вернер захватил лидерство, Mercedes Simplexвыиграв первую же гонку со средней скоростью 57,8 км/ч. После чего последовали победы в заездах на одну милю со стартом с места и на один километр с хода. Достигнутая при этом скорость 85,6 км/ч казалась тогда немыслимой. Некоторые врачи даже считали, что столь динамичное перемещение представляет серьезную опасность для здоровья.

Подъем на холм в знаменитой гонке Nice - La Turbie занял 18 мин. 7 сек. - почти вдвое меньше прошлогоднего результата, показанного предыдущей моделью Daimler. К концу "Недели" немало гонщиков из других команд подумывали о конце карьеры, новое "немецкое чудо" разом отнесло все остальные машины к категории безнадежно устаревших.
Свое название - Mercedes - этот автомобиль получил по имени дочери жившего в Ницце генерального консула Австро-Венгрии, а с 1898 г. и торгового агента DMG, заядлого автомобилиста Эмиля Джеллинека (Emil Jellinek). Будучи убежденным испанофилом, он всем своим детям дал испанские имена. Старшую дочь звали Мария де лос Мерседес...

Джеллинек взял себе псевдоним "Мерседес", когда начал сам участвовать в автогонках. Этим же именем он решил назвать и машину, заказанную им в компании DMG в апреле 1900 г. Следуя указаниям консула, главный инженер Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach) спроектировал модель с расположенным спереди - вопреки канонам тех лет - четырехцилиндровым двигателем с боковым расположением клапанов. Мощнее мотора не существовало - с 5,9 л рабочего объема удавалось снимать 35 л.с. при 1000 об./мин. В то же время он оказался очень компактным и легким - всего 6,75 кг на 1 л.с., показатель небывалый по тем временам.
Daimler Four-Wheleer  1886Среди прочих особенностей машины, получившей обозначение "35PS", были сотовый радиатор системы водяного охлаждения, цепной привод на задние колеса, непривычно длинная колесная база и низко расположенный центр тяжести. Последние две придавали автомобилю большую устойчивость в скоростных поворотах.

Blitxen Benz  1911Джеллинек пообещал, что закажет сразу 36 экземпляров (объем выпуска DMG в 1901 г. - 96 автомобилей), если образец его устроит и при условии предоставления ему эксклюзивных прав на продажу автомобиля в Австро-Венгрии, Франции, Бельгии и США под названием Mercedes. Не желая терять столь выгодного клиента, компания постаралась выполнить все его требования. Образец был готов в декабре 1900 года - первый автомобиль, получивший, пусть пока и неофициально, название Mercedes. Кроме того, 35PS с технической точки зрения стал первым настоящим автомобилем - в современном смысле слова.

Mercedes-Benz 260D  1935Как и рассчитывал Джеллинек, состоятельные покупатели не заставили себя ждать. Одним из первых машину приобрел американский миллионер Вильям Вандербильд, его примеру последовали король Бельгии Леопольд и другие важные персоны. Годом позже название Mercedes было зарегистрировано, прежнее же, Daimler, постепенно вышло из употребления.
Рождение Mercedes совпало с началом ХХ века - в декабре минувшего года прошел целый ряд мероприятий, посвященных столетнему юбилею марки. Ради такого случая из заводского музея в Штутгарте выкатили старейший из сохранившихся Mercedes, модель Simplex образца 1902 г., на котором президент концерна профессор Юрген Хубберт совершил короткую поездку. Таким образом было наглядно продемонстрировано: сто лет для Mercedes - не срок. Несмотря на более чем почтенный возраст, автомобиль находится в прекрасном состоянии и "бегает" достаточно бодро.
Mercedes-Benz 500K  1936
За ХХ столетие Mercedes-Benz выпустил свыше 19 миллионов автомобилей. Символ господства двигателей компании на земле, на воде и в воздухе - появившаяся в 1908 г. трехлучевая звезда - входит ныне в пятерку наиболее узнаваемых во всем мире фирменных эмблем.

Mercedes-Benz SSK  1928В рамки данной публикации невозможно втиснуть подробный рассказ об истории марки - только перечисление всех выпущенных моделей заняло бы не одну страницу. Однако имеет смысл напомнить о некоторых наиболее интересных моментах.

Mercedes Simplex 1907Период до начала первой мировой войны прошел в борьбе между автомобилями Mercedes и Benz - как за спортивные награды, так и за кошельки покупателей. Велась она с переменным успехом. На счету усовершенствованных Mercedes Simplex 60PS и 90PS множество славных дел - победы в гонках на кубок Гордона Беннета в 1903 г., в Остенде в 1904 г., мировой рекорд скорости в Дайтоне в 1905 г. В 1907-м Вильгельма Майбаха на посту главного инженера сменил Пауль, старший сын Даймлера. Под его руководством была спроектирована 135-сильная модель, выигравшая в 1908 г. Grand Prix Франции. Интересно, что второе и третье места в той гонке заняли экипажи команды Benz - машины были построены талантливым инженером Гансом Нибелем.
Mercedes-Benz Type S  1927Заметным событием в истории автоспорта стало появление гоночного Mercedes 115PS, подготовленного специально для Grand Prix Франции 1914 года. Заводские гонщики на этих автомобилях заняли три первых места! Двигатель модели был развитием авиационного мотора Daimler, с помощью которого в том же году был завоеван приз Кайзера на соревнованиях аэропланов.

К началу военных действий в Европе две из трех машин-победителей все еще оставались во Франции и были конфискованы. Одна из них попала в США и выиграла 500-мильную гонку в Индианаполисе в 1915 г. Позже на основе ее двигателя компания Packard создала авиационный мотор Mercedes-Benz 300SL Cabriolet 1952Liberty. После войны автомобиль-ветеран продолжал успешно выступать на гоночных трассах - вплоть до 1927 г.

В годы войны в Германии начались интенсивные работы над компрессорами для повышения мощности авиационных моторов. Накопленный опыт был затем использован в автомобильных двигателях. Первый компрессорный Mercedes появился уже в 1920 г. Двумя годами позже главным инженером DMG стал человек-легенда Фердинанд Порше. С этим именем связано начало расцвета компрессорных моторов.

В 1924 г. обе компании, DMG и Benz & Cie, оказались на грани банкротства. Оценив ситуацию, они перешли от конкуренции к сотрудничеству. Через два года произошло окончательное слияние "заклятых" друзей - так появились концерн Daimler Benz AG и торговая марка Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz 190SL 1955Последующие годы ознаменовались созданием ряда спортивных автомобилей серии S, из которых особенно выделялась модель SSKL, выпущенная в семи экземплярах. Несмотря на две с лишним тонны веса и монументальную, как Бранденбургские ворота, внешность этот монстр благодаря 300-сильному 7,2 л компрессорному двигателю сумел выиграть гонки "Милле Милья", "24 часа Спа", "Турист Трофи" и прийти вторым в Ле-Мане.
В тридцатые годы дела у Mercedes-Benz шли великолепно. Гоночные "серебряные стрелы", названные так за характерный цвет алюминиевых кузовов и недоступные соперникам скоростные показатели, доминировали на трассах Grand Prix. Для избалованной состоятельной публики предлагались на выбор автомобиль высшего класса Grosser ("большой"), Mercedes 770 и модели 500К/540К. Последние стали "прижизненными классиками" благодаря потрясающей динамике, высочайшему комфорту и сказочной красоты кузовам (это одни из самых красивых Mercedes за всю историю марки).

Буквально на ходу зализывая нанесенные войной раны, концерн уже в 1946 году смог наладить производство слегка обновленной популярной довоенной модели 170. Начало же 50-х осталось в памяти в связи с появлением обширного семейства серии 300, и прежде всего знаменитого купе 300SL ("крыло чайки"). Славная гоночная история этой машины началась с успешного выступления в "Милле Милья" и побед в Ле-Мане и "Каррера Пан-Американа" в 1952 г. Немного позже лавры победителя итальянской гонки достались родстеру 300SLR. Не была забыта и прямая наследница довоенных Grand Prix - Formula 1. На гоночном Mercedes W196 Хуан Мануэль Фанхио завоевал чемпионские титулы в 1954 и 1955 годах. Правда, первую из этих побед пришлось по-братски разделить с Maserati, правила тогда это допускали.

Mercedes-Benz 600 1964Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1954Еще одним "верстовым столбом" стал выпускавшийся в течение 18 лет, с 1964 по 1981 год., роскошный представительский Mercedes-Benz 600, который пользовался постоянным спросом у сильных мира сего. По одной такой машине было в гараже Ватикана, у Джона Леннона и незабвенного Леонида Ильича...

Mercedes 450 SL 1972О дальнейших вехах истории марки, как нам кажется, в данном случае можно не упоминать - в том числе по приведенной выше причине. Остается добавить, что к концу века марка Mercedes стараниями разработчиков стала гораздо более демократичной, доступной для значительно большего круга покупателей. Хорошо ли это и сохранится ли подобная тенденция - будущее покажет. Хотелось бы, чтоб недалекое.

Владимир Князьков

Журнал "МОТОР"

 
Hosted by uCoz