Уводы шин, крены, реактивное действие
— оказывается, все это проза жизни. А небожителям
доступно таинство движения в чистом виде,
нематериального, как полет мысли. Небожителям и
тем избранным смертным, кому довелось управлять
новым родстером Mercedes SL 500.
Наверное, это ощущение — самое главное в этом
автомобиле. Не его потрясающая внешность, не
комфорт и не обилие электроники. А уникальная
способность к полной дематериализации,
растворению в самом процессе перемещения в
пространстве. Цель — ничто. Движение — все!
О писывать дизайн нового родстера
бесполезно — имеющий глаза да увидит. Мне
кажется, что из всех поколений клана SL только
новый Mercedes выглядит рядом с «Крылом чайки»
достойно. Кстати, первые эскизы нынешнего SL
появились еще в 1996 году, в эпоху знаменитого
шеф-дизайнера Бруно Сакко. И уже тогда пропорции
машины были безупречными. А детали оформились
позже. Овальные сдвоенные фары, «жабры» на
передних крыльях — словно прямое напоминание о
знаменитых «трехсотых». Округлые и раскосые задние
фонари с традиционными мерседесовскими
рифлеными рассеивателями...
Интересно, что я, как ни старался, не смог
обнаружить у нового родстера ни одного
невыгодного ракурса. Хороша каждая деталь. Даже
маленькая антенна, торчащая из левого заднего
крыла, и та представляет собой законченный
дизайнерский шедевр.
Интерьер? Тщательно отрисована каждая кнопочка,
выверен каждый шов благородной кожаной обивки.
Эргономика и дизайн уживаются в салоне SL в такой
гармонии, что вдаваться в подробности даже не
хочется. Здесь просто очень хорошо! И ни тени
надменности, которой старался поразить седоков
предыдущий Mercedes SL.
Посадка
тяготеет к нарочито спортивной — низкая и с
вытянутыми ногами. Но если что-то не нравится,
всегда можно пожужжать электрорегулировками и
изменить положение кресла и баранки. Мне все
понравилось.
Удивил багажник. Его крышка поднимается довольно
высоко над кузовом — она крепится не на обычных
петлях, а на хитрых паралеллограммах. А чтобы
закрыть багажник, крышкой хлопать не обязательно
— достаточно лишь немного прижать ее к кузову, а
остальное сделает сервопривод-«доводчик», как на
дверях больших седанов и купе Mercedes.
На ходу Mercedes SL должен был здорово напоминать
большое купе Mercedes CL. Его я отлично помню —
полтора года назад проехал за рулем этой машины
около трех тысяч километров. Помню, как
восхищался уникальной системой ABC, Active Body Control.
Ведь это первая в мире серийная активная
подвеска!
Mercedes SL оснащен той же системой АВС. Гидроцилиндры
по команде бортового компьютера могут
моментально изменять высоту опор пружин у
каждого колеса индивидуально. Все это — в режиме
реального времени, 10 раз в секунду. Когда Mercedes
стремится клюнуть носом при торможении, система
ABC приподнимает передок и одновременно опускает
опоры задних пружин — клевок становится почти
незаметным. Когда кузов стремится накрениться в
повороте, активная подвеска «приподнимает»
пружины нагруженной стороны и опускает
противоположные, и крен становится меньше. Таким
же образом подвеска ABC способна даже подавлять
низкочастотные колебания от неровностей дороги!
А кроме того, еще и изменять дорожный просвет...
Плавность хода потрясающая — родстер лишь
чуть-чуть пожестче, чем купе CL, у которого
колесная база подлиннее. А управляемость... Пока
Mercedes SL пробирается по городским улочкам, не
происходит ничего сверхъестественного. Руль не
острый, очень легкий, радиус разворота невелик —
машиной очень удобно управлять. Но с ростом
скорости начинается волшебство. В каждом пологом
повороте загородной трассы возникает явственное
ощущение полета — автомобиль словно перестает
существовать как материальный объект из металла,
стекла и пластика! И не то чтобы Mercedes сливался с водителем в единое
целое, как это позволяют лучшие автомобили с
великолепной информативностью рулевого
управления. Ты просто его не чувствуешь!
Автомобиль идеально проходит повороты, как будто
подчиняясь непосредственно твоей мысли. И еле
уловимым увеличением усилия на руле дает тебе
понять: правильно мыслишь...
Это уже нельзя назвать привычным термином
«информативность» или «чувство автомобиля».
Коммуникация между водителем и машиной
происходят здесь уже на каком-то новом, высшем
уровне. Как говорят любители эзотерики, «на
тонком плане».
Интересно, что включение режима «спорт» активной
подвески в заметной степени разрушает это
волшебство. Да, реакции машины чуть ускоряются,
руль становится чуть тяжелее и немного острее. Но
в поворотах ты уже начинаешь вести некую работу,
отслеживая траекторию. А в обычном режиме
подвески Mercedes словно делает это сам!
Поэтому, несмотря на 306 л.с. под капотом
«пятисотого» и великолепную цепкость шин в
поворотах, кнопкой «ABC sport» я не пользовался. И
Mercedes мчался по шоссе быстро, но плавно, без резких
разгонов и торможений. Так летит время...
Кстати, о разгонах. Тяга пятилитровой
«восьмерки» и характеристики пятиступенчатого
«автомата» таковы, что динамики хватает почти
всегда. Зачем же тогда к нынешнему «пятисотому»
позже добавится Mercedes SL 600 с мотором V12, который
мощнее «восьмерки» на 60 л.с., но при этом
увеличивает стоимость машины на 20%? Только из
соображений престижа? Не только. Это цена того
самого «почти». Просто Mercedes SL 500 иногда
заставляет испытывать мимолетную досаду:
автомобиль чуть-чуть замешкался, двигатель завис
«на низах», коробка переключилась чуть позже...
Через долю секунды это пройдет — или двигатель
оживет, или «автомат» перейдет на передачу
пониже, и Mercedes с
тихим урчанием подхватит тебя и унесет к
сверкающим вершинам мироздания. Но «шестисотый»
SL позволит вообще не думать о разгонной динамике.
Никогда!
Во всяком случае, именно таким был Mercedes CL 600. А
судя по тому, что родстер SL лишь немногим
тяжелее... Да-да, «спортивный и легкий» родстер
тяжелее большого купе CL! При том, что он заметно
компактнее. Но сведущие в технике люди не найдут
в этом ничего удивительного. Ведь предыдущий
Mercedes SL весил почти столько же. Для того, чтобы
открытый автомобиль обладал ходовыми качествами
и комфортом закрытого, кузов приходится
усиливать, обременяя дополнительным металлом.
Особенно когда речь идет о самом дорогом
родстере с трехлучевой звездой. Компромиссы
здесь невозможны!
Когда щелкаешь
крупной откидной клавишей на подлокотнике между
креслами и металлическая крыша почти бесшумно
убирается в багажник, меняется только одно —
акустика. Уловить же изменения в поведении
автомобиля невозможно! Реакции на повороты руля
столь же безупречны. Салон по-прежнему монолитен
и не допускает ни скрипа. И надо ли говорить, что
аэродинамика открытого родстера тоже отточена
до мелочей? Особенно если нажатием кнопочки
принудительно поднять дугу безопасности за
сиденьями с прикрепленным к ней
аэродинамическим экраном. Тогда с опущенной
крышей можно нестись под 200 км/ч — а внутри салона
будет сохраняться прежний микроклимат, и с
попутчиком можно общаться, не повышая голоса!
А с закрытой крышей Mercedes SL напоминает обычное
купе. Во всяком случае, аэродинамический шум на
высоких скоростях не превышает привычного для
дорогих машин уровня и исходит не из разъемов
складного верха, а от уплотнителей боковых
стекол. Ради этого стоило усиливать кузов,
отыгрывая затем по килограммам на алюминиевых
деталях кузова и подвески.
Кстати, в немалой
степени новый родстер обременяют излишним весом
и все сервоприводы вкупе с сервисной
электроникой. Механизмы складывания крыши и
«доводки» крышки багажника, радарный
круиз-контроль и бесконтактная система доступа с
карточкой вместо ключа, активная подвеска и
инновационные электрогидравлические тормоза...
О последних стоит упомянуть особо. Революционная
система SBC — Sensotronic Brake Control — от фирмы Bosch нашла
применение на серийном автомобиле впервые.
Нажимая на педаль тормоза, водитель дает сигнал
на открытие клапана гидроаккумулятора, в котором
тормозная жидкость находится под высоким
давлением. Главный выигрыш в том, что тормоза с
полностью электронным управлением можно гораздо
глубже интегрировать с остальными системами
активной безопасности — такими, как ESP. И теперь
даже при штатном торможении в повороте
электроника самостоятельно будет следить за
распределением усилий между каждым из четырех
колес. Вдобавок, «электронная» педаль тормоза не
вибрирует при работе АБС!
Вибраций на педали и впрямь нет. Кроме того,
несколько интенсивных торможений «в пол»
обнаружили две интересные особенности. Одна
приятная — на сухом асфальте АБС вступает в
действие весьма поздно, допуская даже заметную
блокировку колес. Вполне «спортивное» поведение.
Но если сильно «топнуть» по педали, имитируя
панику в экстренной ситуации, то тормоза
вступают в действие не столь молниеносно, как
этого можно было бы ждать. Мне показалось, что у
системы даже есть некая «электронная» задержка.
Возможно, что система SBC просто еще не столь
совершенна, как обычные тормоза. Все-таки первое
в мире применение.
А самое главное,
что новый Mercedes SL открыл новую страницу в
управляемости. Такой качественный скачок должен
был произойти. Ведь за плечами человечества уже
более чем вековой опыт постройки автомобильных
подвесок! И очень здорово, что первым стал именно
SL.
Кстати, сравнивая новый родстер с его
предшественниками, большее сходство можно
обнаружить с машинами поколения 50-х. Ведь Mercedes 300
SL Roadster образца 1957 года тоже обладал потрясающим
дизайном, мощным двигателем и эталонной по тем
временам управляемостью — после замены
«проблемной» подвески «крылатых» купе. Но
автогурманы больше ценят именно «Крыло чайки», и
теперь я знаю, почему. В рафинированных родстерах
им недостает того гоночного безумия, которым
обладал Gullwing.
Сейчас
история повторится, но с точностью до наоборот.
Сначала Mercedes подарил миру родстер SL 500, который я
смело могу назвать самым рафинированным
автомобилем современности. А потом, чуть позже,
появится Mercedes SL 55 AMG. Все то же самое, но с
сумасшедшим компрессорным двигателем. Истинно
говорю вам — это будет лучший автомобиль в мире.
|