Оглавление

<

Главная Концепткар История Гостевая Фотографии
 

Morgan Aero 8

Одна из самых ярких новинок Женевского автосалона, Morgan Aero 8, названа так в память о трехколесной модели, которую компания из местечка Мэлверн Линк в Великобритании выпускала в 1919-1936 гг. Налоговым законодательством страны трехколесные автомобили с мотоциклетными моторами (cyclecar) приравнивались к мотоциклам, а англичане, как и все нормальные люди, не очень любили платить налоги. Удивительно, но легкие "трехколески" в Великобритании популярны до сих пор, и многие из них копируют ранние модели Morgan. Удивительно и другое: Morgan Motor Company вот уже 90 лет остается частным семейным предприятием. Акулы мирового автомобильного бизнеса обошли его стороной.
Презрев прогресс, Morgan Motor Company выпускает машины, словно пришедшие из автомобильного средневековья. У них архаичные крылья, прижатый кожаными ремнями капот, каркас кузова из ясеня, рама, сваренная из открытых Z-образных профилей, к которым удобно прикручивать каркас обычными рожковыми ключами. Для этих машин рабочие в цехе металлообработки вручную паяют сотовые радиаторы...

На фоне, так сказать, традиционных изделий компании новый родстер Morgan Aero 8 со своим алюминиевым шасси (детали которого выкроены на компьютере, нарезаны лазером и склеены по самой передовой технологии) смотрится как космический челнок возле парусного фрегата.

Основатель компании, Генри Ф. С. Морган, начал с того, что в возрасте 25 лет открыл в Мэлверн Линк гараж и наладил в окрестностях автобусное сообщение. Машины - 10-сильные 15-местные Wolseley - брал в аренду. Вскоре Морган смог позволить себе купить автомобиль, трехколесный Eagle Tandem. Поэкспериментировав с ним, Генри решил построить свою машину.
Помогал приятель, между прочим, - внук знаменитого инженера Стефенсона. Первенец, Morgan Runabout, имел трубчатую раму. Колес было три, заднее - ведущее, два передних - управляемые, получившие к тому же независимую пружинную свечную подвеску, сохраняемую и по сей день. Благодаря легкости конструкции 7-сильный двигатель Peugeot обеспечивал Runabout удельную мощность 90 л.с. на тонну, трицикл разгонялся не менее уверенно, чем самые "крутые" автомобили того времени...
Генри Морган не собирался открывать производство, но после Лондонского автосалона 1910 г. неожиданно получил несколько заказов. Отец инженера оказал финансовую помощь, и в 1912 г. на свет появилась Morgan Motor Company. Генри Морган стал ее управляющим директором, а отец - председателем совета директоров...
В 1919 г. произошло долгожданное событие - у Генри появился сын, Питер (до этого было четыре дочери). Получив соответствующее образование, он стал главным конструктором компании (и одновременно инженером-испытателем). После смерти Генри Моргана в 1959 г. семейное дело перешло к сыну, а теперь компанией руководит внук основателя, 53-летний Чарльз - Питер Морган сложил с себя полномочия управляющего директора в прошлом году... К слову, Чарльз Морган по профессии телеоператор. После окончания колледжа он работал в телекомпании ITN, но в 1985 г. вернулся в Мэлверн Линк.
Обычно любая компания стремится увеличивать объем производства. С компанией же Morgan, выпустившей за свою историю около 50 тыс. машин, - все наоборот, с годами выпуск все сокращается. В 1919 г. в Мэлверн Линк сделали 2500 машин. А новый Morgan Aero 8, как ожидается, будут выпускать в количестве каких-то 200 штук в год. Любопытно, что известность марки в мире росла в обратной пропорции.
В 1960 г. 85% продукции, а это триста машин в год, отправлялись в США. Спустя десятилетие, с вступлением в действие первых норм безопасности и токсичности, продажи там сократились. Американские требования вынуждали идти на невероятные ухищрения для сохранения сбыта. Так, с 1974 г. автомобили Morgan, сертифицированные в США, работали на... пропане. И не потому, что выхлоп у таких машин чище - просто по правилам NHTSA "пропановые" автомобили не требовалось испытывать ударом сзади, чего "антикварный" кузов Morgan наверняка бы не выдержал.

В прошлом году в США автомобилями Morgan торговали два самоотверженных агента, Уильям Финк - в Сан-Франциско и Уинфред Шапрлс - в небольшом городке в Вирджинии. Будучи инженерами, они самостоятельно "доводят" свой товар в соответствии с американскими стандартами - ставят третьи стоп-сигналы, меняют бамперы. В Мэлверн Линк же твердо придерживаются своей линии, даже подушки безопасности в Morgan начали устанавливать только в позапрошлом году - скрепя сердце. Известно, что сказал Чарльз Морган по поводу защиты от боковых столкновений: "Мы не хотим решать эту задачу до тех пор, пока нас не припрет!". Видимо, приперло. Morgan Aero 8 полностью отвечает современным требованиям безопасности, хотя в базовом варианте подушки все-таки не предусмотрены.

Компании, подобные Morgan, жестко привязаны к поставщикам. В 1953 г. пришлось менять дизайн - только потому, что британская Lucas перестала делать фары в чашеобразном хромированном корпусе. Аналогичная проблема возникла в 1968 г., когда автомобильный завод Triumph остановил производство 4-цилиндровых моторов, новый же, 6-цилиндровый, не помещался под капотом тогдашнего Morgan - так появилась модель с 4 л двигателем V8 компании Rover.

В позапрошлом году Rover уведомила Morgan, что прекращает поставки моторов. Питер Морган, тогда еще управляющий директор, очень хотел заменить его 3 л 240-сильным V6 Jaguar/Lincoln. Однако получил отказ. Не случись этого, мы бы еще долго не увидели Morgan Aero 8...

Питер Морган был категорически против перемен. В его памяти еще была свежа неудача с моделью середины 60-х годов. Тогда Морган поддался модным веяниям и решил сделать автомобиль с обтекаемым стеклопластиковым кузовом, как у Chevrolet Corvette и Lotus Elise. Удалось продать только 26 машин. С тех пор Питер Морган зарекся отходить от стиля "ретро". С ним не спорили - уж очень был горяч и несдержан на язык. Однако со временем махровый консерватизм директора начал вызывать тихий ропот даже у преданных компании сотрудников.

Кончилось тем, что Чарльз Морган пригласил профессора Бирмингемского университета Джеймса Рэндла - "кита", работавшего еще с основателем Jaguar сэром Уильямом Лайонсом. (Рэндл, например, участвовал в создании Jaguar XJ220, последняя должность, которую он занимал на Броунс Лэйн, именовалась "главный инженер". Кстати, компания Jaguar привлекала Рэндла для консультаций при создании концепта F-Type.)

Рэндл предложил использовать для нового Morgan трубчатое алюминиевое шасси с экструдированными соединительными элементами. Возможно, так оно и вышло бы, но... Однажды зимним днем 1995 года в офисе компании на Пикерлейж Роуд появился инженер Кристофер Лоуренс. Его бизнес в Калифорнии потерпел крах - Лоуренс находился на мели. Семейство Морганов он знал еще с пятидесятых годов, когда готовил для них машины к гонкам. Лоуренс надеялся, что в Мэлверн Линк не забыли, как в 1962 г. в Ле-Мане он пришел первым в 2 л классе...

Не забыли. Лоуренса назначили главным конструктором, и он тотчас скрестил шпаги с профессором Рэндлом - два таких авторитета ужиться рядом, естественно, не могли. "Увы, шасси, разработанное Рэндлом, требовало серьезных доработок, - рассказывал Лоуренс. - Пришлось вдвое увеличивать жесткость кузова на скручивание..."

Для чемпионата FIA 1996- 1997 годов готовили автомобили Morgan GTR и GT2. Одним патроном решили бить сразу двух вальдшнепов: участие в чемпионате GT делало компании рекламу и позволяло отладить конструкцию будущей серийной машины. Эти гоночные родстеры с комбинированным платформенно-трубчатым шасси, 18-дюймовыми литыми дисками O-Z Racing, обутыми в шины Dunlop SP9000, и дифференциалом повышенного трения BTR стали прототипами будущего Aero 8.

Лоуренс предложил оснастить автомобили 4,4 л алюминиевыми V8 мощностью 282 л.с. от BMW 540i и 6-ступенчатыми коробками Getrag. Он говаривал: "Я последний из старых дураков, работающих интуитивно". Лоуренс пользовался карандашом и логарифмической линейкой, игнорируя системы проектирования CAD/CAM, - расчеты потом заносил в компьютер помощник. Тем не менее Morgan Aero 8 стал первым автомобилем компании, созданным с использованием автоматизированных систем проектирования и программы CATIA...

Из тех $3,3 млн, что Морганы выделили на проект, примерно 2 млн предназначалось компаниям BMW и Bosch - два специалиста из BMW и один из Robert Bosch Motorsport два года работали над Aero 8. Кроме того, перед британской компанией распахнулись ворота, как сказано в пресс-релизе, "секретного испытательного полигона BMW на юге Франции". Откроем "секрет" - это трасса в Мирамасе, где автомобиль научили проходить виражи с боковой перегрузкой 1g. Центры крена подвесок гоночной машины понизили до 38 мм спереди и 76 мм сзади. Был задействован эффект трубки Вентури: днище сделали гладким и придали ему определенную форму - набегающий поток воздуха, проходя под ним, "присасывал" автомобиль к полотну дороги.

Также предстояло значительно улучшить аэродинамические показатели. У Morgan Plus 8 коэффициент аэродинамического сопротивления равен примерно 0,60, что поделаешь - отдельные крылья. Теперь, на Aero 8, форма крыльев стала выпуклой, в плане - яйцеобразной, под них удалось спрятать спойлер. Аэродинамические исследования проходили в лаборатории MIRA (Motor Industry Research Association). Не исключено, что именно благодаря им Aero 8 перестал выглядеть жертвой столкновения - столь карикатурно он смотрелся на эскизах Чарльза Моргана. Получили Cx=0,39.
Конструкция кузова и шасси у родстера несколько иная по сравнению с гоночными прототипами GTR и GT2. Компания Morgan первой в Европе использовала новую продукцию германской металлургической фирмы Alcan. Детали, выгнутые из "алкановского" алюминиевого листа, соединены суперклеем и для большей прочности - заклепками. Теперь в каркасе кузова Morgan стало гораздо меньше дерева: пол, передняя стенка кузова, кожух над карданным валом и многое другое сделано из алюминия.

Подвеску позаимствовали у гоночной модели. Пружины Eibach и амортизаторы Koni - почитаемое конструкторами современных спортивных автомобилей сочетание. Длинные поперечные рычаги подвески закреплены на несущей платформе кузова шарнирными соединениями Rose. Впервые в истории дорожных моделей Morgan задняя подвеска выполнена независимой. И что интересно, отсутствуют стабилизаторы поперечной устойчивости.

Тормоза для автомобиля поставила компания AP Racing. Это механизмы с четырехпоршневой скобой спереди и двухпоршневой - сзади; диски - вентилируемые, диаметром 330 и 306 мм соответственно. Колеса с шинами Dunlop 225/40ZR18 весят всего-навсего 18 кг и крепятся к ступице центральной гайкой. О падении давления в шинах сигнализирует датчик. Среди других особенностей Aero 8 - реечный рулевой механизм с электрогидравлическим усилителем. Диаметр разворота - 10 метров.

Для автомобиля выбрана новейшая модификация двигателя, который компания BMW устанавливает на моделях 540i и X5. Под более легкий Morgan уменьшен крутящий момент (430 Нм при 3700 об./мин.), мощность 286 л.с. развивается при 5500 об./мин. У BMW уже закуплено 250 таких моторов. Немецкие специалисты оснастили Morgan круиз-контролем, иммобилайзером и электронной педалью "газа". Вероятно, баварцы возьмут на себя и экологическую сертификацию, ставшую для Morgan одной из проблем на некоторых рынках.

Разработчики Morgan Aero 8 решили отойти от "фирменной традиции" - создания спартанских условий для водителя. (Как-то сотрудники журнала Auto, Motor und Sport отважились протестировать Morgan Plus 4 зимой - потребовались шапки-ушанки, к тому же на всем ходу треснуло лобовое стекло, не выдержавшее встречного напора ветра). На Aero 8 устанавливается стекло с внутренним обогревом - впервые для автомобилей такого класса. Уровень шума в салоне не превышает 80 дБ на скорости 110 км/ч. Внутри - удобные глубокие сиденья, изысканная отделка: кожа (40 оттенков - на выбор), неокрашенное дерево и алюминиевые панели. На месте перчаточного ящичка расположен съемный кожаный несессер. На дверях появились крохотные стеклянные треугольнички в хромированных рамках. Это - подобие форточек, стеклянные сектора не открываются и к ним прикреплены (прямо к стеклу) зеркала заднего обзора. Кузов можно окрасить практически в любой цвет - 30 тысяч вариантов...

Morgan Aero 8 имеет снаряженную массу 1000 кг, габариты 4090х1750х1090 мм, развивает максимальную скорость 256 км/ч, а "сотни" достигает за 5 секунд. В производство машина пойдет в конце июля, тогда же, вероятно, появятся первые европейские покупатели. В США Morgan Aero 8 поступит в продажу только спустя год и будет стоить почти $90 тыс. При этом Aero 8 - самый доступный из автомобилей Morgan с точки зрения возможности приобретения. Пожелавшему купить эту модель придется заплатить авансом тысячу фунтов и ждать после этого всего 28 дней. На более традиционную продукцию компании очередь растянулась на четыре года...

Денис Орлов
Журнал "МОТОР"

Hosted by uCoz