История
ГАЗ-21
ИВАН В. ПАДЕРИН
"Когда я был мал, ты учил меня своей дороге 21"
Б. Г.
"Как у Юрия Деточкина..." Этого достаточно,
чтобы понять, что речь идет об
"автомобиле-танке", "автомобиле -
большом-диване", символе целой эпохи. Ведь
герой "Берегись автомобиля" воровал 21-е
"Волги".
Этот старый добрый автомобиль, автомобиль времен
шпионских страстей и запретного рок-н-ролла,
давно стал у нас в стране такой же легендой, как и
"Победа" .
К созданию "Волги" приступили в ноябре 1953
года, когда ведущий конструктор проекта
Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман
первую линию. Дизайн машины разрабатывал Лев
Еремеев. А уже в 1954-м году начали строительство
опытных образцов. Они оснащались
экспериментальным верхнеклапанным двигателем с
полусферической камерой сгорания и цепным
приводом распредвала (он проявил себя не ахти как
и в серийное производство не пошел). Для нового
автомобиля были разработаны две коробки передач
- автоматическая и механическая. Обе были
трехступенчатыми. Главная передача сначала была
не гипоидной, как на моделях, выпущенных после
1957-го года, а конусной. У автомобиля была
независимая передняя подвеска с рычажными
гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное
дело, независимая на продольных
полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота
автомобиля взмывал хромированный олень. От него
по центру капота к лобовому стеклу шел широкий
молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными
отверстиями. Задние фонари включали в себя
габаритные огни, тормозные и указатели поворота
-- три в одном красном рассеивателе и фонарь
заднего хода в стальном хромированном окладе.
"Волги" стали оснащать трехдиапазонным
радиоприемником в качестве стандартного
оборудования. Исключение составляли модификации
такси - "21А" (позже "21Т"). На такси вместо
цельного переднего дивана ставили два
раздельных кресла. Не было в этих модификациях и
прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в
пол-окружности "Сделано в СССР"
устанавливались на все версии автомобиля.
1955
год. 3 мая начались государственные испытания
трех образцов "Волги" - двух с
автоматической трансмиссией и одного с
механической. Частью испытаний был пробег Москва
- Крым и обратно. Журнал "Огонек" в июле
писал: "В нескольких десятках километров от
Симферополя, на территории совхоза "Путь к
коммунизму", в густой чаще кустарников лежит
глинистый заброшенный проселок. Неестественным
казалось видеть красивый, рожденный для больших
скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких
колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он
перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается
из засасывающего песка. "Волга" должна
пройти там, где проходила "Победа", и
испытания показали, что она даже превосходит
свою предшественницу по проходимости".
Автомобили были оснащены централизованной
системой смазки (ЦСС). При нажатии на специальную
педаль жидкое масло поступало из бачка по
маслопроводам к 19-ти точкам смазки передней
подвески и в шарниры рулевых тяг. В сельской
местности при движении по колее маслопроводы
деформировались и часто обрывались. А в городах,
на стоянках, "Волги" оставляли в подарок
коммунальщикам масляные лужицы - неизбежные
последствия прокачки ЦСС. От использования
системы отказались в 1959 году в пользу
традиционных резиновых втулок и пресс-масленок.
10-го октября 1956-го года были выпущены первые три
производственных образца "ГАЗ-21". На них был
установлен расточенный до 2,432 л победовский
нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот
автомобиль известен как "21Б".
1957 год. Дети разных народов собрались в Москве на
фестиваль. К этому событию была приурочена
постановка "ГАЗ-21" на конвейер. Производство
ее предшественницы "Победы" продолжалось
еще год. На "Волге" первого выпуска
облицовка передка была в том же стиле, что и на
"Победе" последней серии (1955-1958) - три
горизонтальных хромированных бруса. Верхний
брус был проложен по капоту, а нижний замыкался
по краям указателями поворотов. Композицию
венчала пятиконечная звезда. Автолюбитель, особо
не различавший модификаций, так и говорил:
"Волга" со звездой". Появление этой
облицовки на машинах первой серии - отдельная
история. На обязательном показе опытных
автомобилей в Кремле оформление передка не
понравилось Г.К.Жукову. На завод из Москвы была
дана срочная директива: переделать. Переделали.
Звезда маршалу не могла не прийтись по душе. В
1958-м году, когда полководец попал в опалу, пришла
новая директива - переделать. К тому времени было
выпущено около 31 тысячи "Волг" со
звездой".
Собственный двигатель автомобиль получил только
в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. Привод
распредвала осуществлялся косозубыми
текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и
головку отливали из алюминиевого сплава. Рубашка
охлаждения была с "мокрыми" гильзами. У
двигателей современных "Волг" рабочий объем
остался таким же, как и у первого, - 2,445 л. На
"ГАЗ-21" и "ГАЗ-21А" он выдавал 70 л. с. при
4000 об./мин. и максимальный крутящий момент 17 кгс
при 2200 об./мин. На "Волге" впервые в
отечественном автомобилестроении была серийно
применена автоматическая трансмиссия. Она
представляла собой "спарку"
гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой
коробки. Однако в стране была напряженка с
качественными маслами и
высококвалифицированным сервисом. Мытарства 700
владельцев машин с автоматами привели к тому, что
с 1958-го года на "Волги" стали устанавливать
только механическую 3-скоростную коробку.
А 4 октября СССР
стал первой в мире космической державой.
1958 год. В русском языке появился новый
демографический термин - "дети фестиваля". А
в жаргоне автолюбителей - понятие, никак не
относящееся к ихтиологии: "акулья пасть".
Так стали называть новую облицовку радиатора
"Волги" с 16 вертикальными отверстиями. Были
изменены также передние указатели поворотов и
бамперы.
В том же году советская автомобильная экспозиция
на международной Брюссельской выставке была
удостоена "Гран-при". Учитывая, что подобные
выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а
конкурса "Автомобиль года" еще не выдумали,
то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней
мере в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и
"ГАЗ-13". В Бельгии "Волгу" окрестили
"танком на колесах". В Финляндии и Норвегии -
"танком во фраке". В Англии, где было продано
15 автомобилей (модификация с правым рулем
"21П"), о "Волге" говорили как о
"рабочей лошади". (Для экспорта в страны с
левосторонним движением было выпущено около 100
машин, значительная часть которых ушла в
Индонезию). Везде, где она продавалась, машина
зарекомендовала себя как исключительно надежная
и неприхотливая. Особенно довольны были
"Волгой" греческие таксисты. Некоторое
замешательство греков по поводу повышенного
эксплуатационного расхода топлива Невзоров,
специально выписанный из Горького, объяснил
манерой езды по Афинам, городу, в котором было
все, кроме светофоров.
Долговечность кузова "Волги" определялась
его антикоррозионной защитой, а не количеством
железа, как это часто приходится слышать. Толщина
листа днища и крыши составляла всего 1,1 мм, а
деталей оперения и того меньше - 0,9 мм. Но
"черный" кузов помимо промывки и травления
подвергался фосфатизации, а затем грунтовался
методом погружения. После сушки кузов
"окунали" во второй раз и повторно сушили.
Загрунтованные поверхности вручную выравнивали.
На днище с обеих сторон напыляли противошумную
мастику, которая, по сути, является
дополнительным слоем защиты. Особо тщательно
промазывали ею швы и колесные ниши. Только после
этого кузов окрашивали синтетической эмалью.
1959 год. На ГАЗе смена флагмана. Выпуск лимузина
"ГАЗ-12" ("ЗиМ") прекращен. "ЗиМ"
собирали 10 лет. Несмотря на свою помпезность, он
был весьма демократичной машиной - использовался
не только "при дворе", но и в качестве
"кареты скорой помощи" и такси. Кроме того,
гражданин мог приобрести "ЗиМ" за 40 тысяч
рублей. Сменившая его "Чайка" ("ГАЗ-13")
поставлялась только в спецгаражи, загсы крупных
городов и для "Интуриста". На продажу
"Чайки" частным владельцам было наложено
табу. "Чайку" оснащали автоматической
коробкой передач, принципиальная схема которой
была опробована на "Волгах" первого выпуска.
Тремя годами позже, в 1962-м году, 160-сильный V8
"Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель
руля установят на секретную модификацию
"Волги" - "ГАЗ-23". Эта машина не будет
значиться ни в одном популярном каталоге -
эксклюзивным заказчиком "ГАЗ-23" был КГБ. Автомобиль этот был тяжелее
базового на 100 с лишним кг, развивал среднюю
скорость за 160 км/ч и разгонялся до сотни за 16
секунд (против 34 секунд у "ГАЗ-21Л"). Усилителю
тормозов в подкапотном отсеке места не нашлось, и
тормозная система осталась без изменений. С 1962 по
1970 год было выпущено 603 "ГАЗ-23".
В сентябре 1959 года Хрущев посетил с официальным
визитом США. Американские фермеры предложили
генсеку накормить весь Советский Союз. "А мы
вам будем поставлять автомобили", - ответил
Никита Сергеевич шуткой на шутку. Кто-то из свиты
понял это буквально - на ГАЗ полетела депеша.
Поползли слухи. Но как бы ни хотели "былинники
речистые" приписать ГАЗу партию автомобилей
для американского рынка, сам ГАЗ от этой чести
открещивается - тягаться с "брогемами" и
"корветами" никто не собирался.
Разгар хрущевской оттепели. Провалившегося
советского разведчика - Баниониса ("Мертвый
сезон") ждали за приграничной речкой три
черные "Волги" и "Ту-104". Синхронный
разворот этих "Волг" на мокром шоссе,
самолет "Ту-104", магомаевское "по
переулкам бродит лето", Гагарин стали
символами 60-х.
1961 год. Когда Гагарин шел по ковровой дорожке
докладывать главе партии и правительства, у него
развязался шнурок (сохранилась пленка). Того и
гляди - наступит. Вот и переживаешь за него, как бы
не упал. (Если бы упал - пленка бы не сохранилась).
Гагарин благополучно отдал рапорт Хрущеву. В
этом году в СССР была проведена денежная реформа.
Вознесенский позже напишет "Уберите Ленина с
денег!". Цена "Волги" в 1961-м году
составляла 5100 рублей.
1962 год. "Волга" становится автомобилем 60-х.
Для этого было достаточно косметических
изменений. Сам кузов остался прежним. Но его
силуэт утратил тяжеловесность предыдущих
модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами
бамперы стали более изящными. Хромом теперь
покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю,
фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в
плане приобрел клиновидность. В облицовке
радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36
узких. На шоферском сленге она называлась
"китовый ус". С облицовкой были
интегрированы новые габаритные фонари,
заходящие на боковину крыла. Задние фонари
лишились стального оклада, их вместе с катафотом
стали отливать из пластмассы. Новый фонарь
освещения номерного знака на багажнике приобрел
форму парящей чайки. На капот больше не
устанавливали продольный молдинг и фигурку
оленя, который был причиной серьезных травм при
наездах на пешеходов, но чаще сам становился
жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была
позаимствована у "Чайки". С той лишь
разницей, что ее хромированный оклад имел два
горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых
лет сменилась на легкость и стремительность.
Автомобиль визуально стал восприниматься как
совершенно новый. Изменениям подверглась и
передняя подвеска - вместо рычажных
амортизаторов (победовская схема) стали
устанавливать телескопические. Подвеска стала
жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на
моющуюся - из искусственной кожи. Базовая модель
получила обозначение "21Л" - именно такую
угонит Деточкин у Димы Семицветова.
В том же 1962 году модельный ряд пополнился
5-местным универсалом "ГАЗ-22" с разделенной
по горизонтали задней дверью. При сложенном
заднем диване автомобиль мог перевозить
крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе
выпускалась "карета скорой помощи"
"ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу
завода. Сугубо для внутризаводских нужд,
кустарно, в них переделывали универсалы.
Экспортные модификации автомобилей "21М" и
"22Г" комплектовались декоративным
шильдиком "Волга" на передних крыльях,
хромированными облицовкой радиатора, окантовкой
лобового и заднего (только "21М") стекол,
молдингами на крыльях. Кроме того, в Европе
внешнеторговые фирмы вносили свои изменения для
местного рынка. По их инициативе с 1960 по 1962 годы
на "Волги" устанавливали дизельный
двигатель Perkins (1,620 л, 43 л.с.). С ним автомобиль мог
развивать максимальную скорость 115 км/ч. В 1962 году
к "Волге" приспособили дизель Rover (2,286 л, 65
л.с., 120 км/ч), а в 1968 году - двухлитровый дизель Indenor
(68 л.с., 120 км/ч). В качестве опции к последнему
можно было заказать 4-скоростную коробку Peugeot.
Благодаря удачному дизайну "Волга" не
выглядела анахронизмом среди европейских машин
среднего класса. "ГАЗ-21" начал сдавать
позиции на рынках развитых стран лишь в 1966 году,
после того как "Автоэкспорт" отрапортовал о
запуске новой "Волги" ("ГАЗ-24"), которой
до серийного производства было еще далеко. А
"братским" странам "ГАЗ-21" поставляли
еще 4 года.
"ГАЗ-21" и "ГАЗ-22" имели коэффициент
лобового сопротивления Сх 0,42 и 0,415
соответственно.
1964 год. В октябре Леонид
Ильич подсидел Никиту Сергеевича. С тех пор
Брежнев больше никогда не ездил на "Волгах".
1965 год. На "Мосфильме" Рязанов снимает
"Берегись автомобиля". Вряд ли сейчас
нашелся бы актер, способный так красиво украсть
автомобиль. И зрители любили Юрия Деточкина, его
трофеи и вальс, в такт которому раскачивалась
несущаяся по шоссе "Волга" цвета "беж".
Горьковский завод осуществил последнюю
модернизацию 21-й модели. В автомобиле были
усилены лонжероны, установлены более
эффективные отопитель и стеклоочистители.
Ступицы передних колес стали оснащаться
роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Базовая модель с 75-сильным двигателем получила
индекс "21Р", такси - "21Т", универсал -
"22В", "скорая" - "22Д". Топ-моделями
стали "21УС" и "21С". Цена самой дорогой
экспортной модификации "21С" (85 л.с.)
равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с
двухцветным кузовом стоил аж на 270 руб. дороже.
1967 год. В феврале был изготовлен автомобиль,
который мне особенно дорог -- это моя машина,
экспортной модификации "21УС". Большие
круглые часы с надписью в пол-окружности
"Сделано в СССР" до сих пор идут точно.
Автомобиль особых хлопот не доставляет. С тех пор
как он впервые заехал в наш двор, в округе сгнило
неимоверное количество машин. А в нем все, кроме
карбюратора и электрики, родное. До того как я
поставил под капот аккумулятор от "ГАЗ-53",
штатный иногда "примерзал" и выручал
"кривой стартер" -- хорошая разминка для
мышц. Переключение передач осуществляется
рычагом на рулевой колонке через систему двух
параллельных кулис. Усилие на рычаге и его
перемещения настолько тщательно рассчитаны, что
манипулировать скоростями можно одним
указательным пальцем, не отрывая кисть от
рулевого колеса. Поскольку в коробке
синхронизированы только 2-я и 3-я передачи, чтобы
тронуться с 1-й, нужно на мгновенье поднять рычаг
с "нейтралки" на 2-ю и тут же перебросить на
себя вниз - на 1-ю. Впрочем, порожний автомобиль
легко трогается и со 2-й, а его разгонная динамика
на первых пятидесяти метрах дает фору многим
современным автомобилям. Чтобы перейти со 2-й на
3-ю, нужно просто скинуть рычаг на нейтраль и еще
раз - на 3-ю. А если при этом подгадать обороты в
коробке, то можно просто играть пальчиком, не
выжимая сцепления.
1968 год. Выпущена опытная партия "Волг"
второго поколения - "ГАЗ-24". Появилось
подозрение, что индексация "Волг" впрямую
зависит от номера ближайшего съезда КПСС:
"21" - 1956 год, "22" - 1961-й, "24" - 1971-й. Но
это простое совпадение. Работа над "24-й"
началась еще в 1961-ом году.
Переходной модификации со старым кузовом и
агрегатами "ГАЗ-24" не было. С 1965 года
"21-я" больше не обновлялась.
Последняя "Волга" "ГАЗ-21" сошла с
конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль
модификации "21УС" с номером кузова 334312,
окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в
экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 год
было выпущено 638875автомобилей "ГАЗ-21" и
"ГАЗ-22".
И сегодня, спустя 26 лет, когда последняя "21-я"
покинула заводской конвейер, всякий
околоавтомобильный разговор, что с московским
банкиром, что с губернатором, что с питерским
митьком в конце концов сводится к одному:
"21-я" - исключительно правильная машина".
Она пришла в свое время, а покинув конвейер,
унесла целую эпоху. Эпоха эта длилась 14лет.
Благодарим за содействие в подготовке материала
ведущего конструктора "машины 21" Александра
Михайловича Невзорова, отдел общественных
связей АО "ГАЗ", музей АО "ГАЗ". |