Оглавление

<

Главная Зароботок Концепткар Суперкар Гостевая Фотографии


U.gif (43 bytes)

Access Your PC from Anywhere - Free Trial

Skoda Auto - 100 лет в автоспорте

Attention: Over $500 Cash Waiting For You!

 

 

В нынешнем году компания Skoda отмечает столетие в автоспорте. Здесь есть некоторая условность. Отсчет ведется с 1901 года, когда в международных гонках дебютировала чешская фирма Laurin & Klement, 24 года спустя перешедшая под контроль концерна Skoda...

Первый принявший участие в официальных соревнованиях мотоцикл L&K Type C был оснащен трехсильным одноцилиндровым двигателем и развивал около 100 км/ч. Любопытно, что за сотню гоночных лет мощность увеличилась ровно в сто раз: последняя, юбилейная, Octavia WRC имеет самый заряженный в истории Skoda двигатель - 300 л.с. А вот максимальная скорость выросла не так серьезно: до 205 км/ч.

Первый, "двухколесный", этап гоночной истории компании (1901-1906) был достаточно короток, но при этом насыщен событиями. В 1895 году 27-летний книготорговец Вацлав Клемент и 30-летний механик Вацлав Лаурин основали в чешском городке Млада Болеславе небольшую фирму Laurin & Klement (впоследствии приобретенную Skoda). Первоначально L&K занималась ремонтом и производством велосипедов. Однако когда в конце XIX века братья Вернер в Париже установили на переднее колесо велосипеда бензиновый двигатель, предложив таким образом новое средство передвижения, начинающие чешские производители решили принять вызов. Несмотря на нехватку опыта и оборотных средств, Лаурин с Клементом начали работу над собственной "самодвижущейся двуколкой".

Надо отдать должное создателям первого чешского мотоцикла - они отказались от идеи просто приделать мотор к обыкновенному двухколесному велосипеду. В отличие от французов, L&K строила мотоцикл вокруг двигателя. Только восьмая модель (на современном языке - концепт) принесла окончательное решение. Выяснилось, что нужна совершенно другая рама для установки двигателя, пришлось отказаться от ненадежного и опасного зажигания калильного типа, вынести рукоятки управления двигателем на руль, и самое главное - был сделан привод на заднее колесо.

Ободренные коммерческим успехом своего первого детища, появившегося в 1898 году, Лаурин и Клемент решили, что участие в чрезвычайно популярных в то время классических гонках может стать хорошей рекламой для продукции их фирмы. Уже упомянутый первый гоночный "снаряд" L&K, Type C, был одним из самых надежных мотоциклов того времени. Он имел одноцилиндровый двигатель объемом 511 кубических сантиметров и мощностью 3 л.с., постоянный привод на заднее колесо, осуществляемый при помощи кожаного ремня, и разгонялся до 100 км/ч при весе 70 кг.
Гонка Санкт-Петербург - Москва 1908
Официальный дебют новой команды состоялся в 1901 году на знаменитой гонке Париж - Берлин. Первым "пилотом" L&K стал рабочий фирмы Нарцис Подседничек, приглянувшийся Клементу высоким ростом, недюжинной физической силой и необычайным трудолюбием.

Нарцис Подсеничек 1901Затея с самого начала смахивала на авантюру. Из-за недостатка средств предстояло преодолеть путь в 1196 км с единственным комплектом шин и без запаски, что по тем временам казалось нереальным. Кроме того, путешественникам приходилось ночевать на одной кровати. Но именно это обстоятельство им и помогло. Однажды Клемент, которому надоело слушать кашель своего соседа, вышел прогуляться. И увидел швейную мастерскую, в которой, несмотря на ночной час, кипела работа. Внезапно его осенила блестящая идея. Клемент уговорил портных сшить толстые прокладки и утром запихал их в колеса, между камерой и покрышкой - чтобы избежать проколов.

Это изобретение решило исход гонки - Подседничек первым среди мотоциклистов добрался до финиша. Он ехал так быстро, что прибыл в Берлин в три часа утра, когда члены гоночного комитета еще спали. В результате слишком шустрого новичка дисквалифицировали. Но коллеги и болельщики признали Подседничека победителем - и не напрасно: уже в следующем сезоне он выигрывал одну гонку за другой.
В 1903 году команда из Млада Болеслава победила в 32 гонках из 34, в которых участвовала. Настоящий международный успех пришел к L&K в 1904-1905 годах, когда команда выступала в Gordon Bennett Cup, по сути первом чемпионате мира по мотогонкам. В 1904 году один из двух пилотов L&K, Франтишек Томан, стал героем этих соревнований, проходивших в окрестностях Парижа с участием лучших спортсменов из Франции, Германии, Дании и Австрии. Франтишек ТомашПочти сразу после старта у мотоцикла Томана отвалилось седло. Тем не менее, чеху удалось проехать 270 км и финишировать вторым, установив при этом рекорд круга (вместо седла он приспособил свою кожаную кепку).
L&K FCR  1911
В следующем году партнер Томана Вацлав Вондрич выиграл Gordon Bennett Cup на усовершенствованном мотоцикле CCR с 2-цилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. и максимальной скоростью 125 км/ч. Французские болельщики окрестили Вондрича "путешествующим кузнецом" за внушительный рюкзак с инструментами, с которым он не расставался во время гонки. Сегодня инструментальную сумку Skoda Sport Type 966 1949г.чешского чемпиона можно увидеть в музее компании Skoda в Млада Болеславе.

Принято считать, что автомобильная эра фирмы Laurin & Klement началась в 1901 году, когда появились первые моторные повозки. Но по сути это были четырехколесные мотоциклы. Полноценные автомобили - двух- и четырехместные легкие машины, оснащенные V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением, - начали выпускать только в 1905 году. По традиции того времени, они носили лаконичные названия Type А, Type В и Type С.

Skoda 200RS Coupe, Type 734В том же году чешские автомобили были выставлены на гонку в Семмеринге (Австрия), где победили в "дорожном" классе. В 1906 году на моделях L&K появились 4-цилиндровые двигатели, а вскоре и 8-цилиндровый мотор. Благодаря налаженной сбытовой сети фирма быстро осваивала зарубежные рынки. В 1911 году в производство был запущен автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л.с. - самый популярный автомобиль L&K довоенного периода. Type S пользовался повышенным спросом за границей, особенно в России, куда продавалось около 35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии уходили в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.
Skoda 1000MB  1970г.
В этот период автомобили марки активно участвовали в соревнованиях, занимая призовые места. В 1908 году - в гонке Санкт-Петербург - Москва, в 1910-м - в Альпийской гонке, в 1911-м - в Кавказской.
Skoda Formula 3 , 1964г.
В 1907 году главным инженером-конструктором L&K стал легендарный гонщик Отто Иеронимус. Именно с ним связано большинство гоночных успехов чешской команды до первой мировой войны. В гонке Санкт-Петербург - Москва Иеронимус произвел настоящую сенсацию, став победителем в своем классе и заняв общее пятое место на дорожном L&K FC. На этом заднеприводном автомобиле, весившем 900 кг, стоял четырехтактный 2-литровый двигатель мощностью 16 л.с. с водяным охлаждением. FC развивал скорость более 100 км/ч.

В 1908 году Иеронимус на треке в Брукленде в Англии установил мировой рекорд на автомобиле FCS, разогнавшись до 118,72 км/ч. FCS Skoda Rapid "Monte-Carlo" ,  1937г.был улучшенной версией FC (на автомобиль поставили более мощный 4-цилиндровый мотор и 3-ступенчатую трансмиссию).
Любопытная деталь: гонщики из Млада Болеслава выступали на "серийных" машинах с небольшими переделками. Только в 1911 году с благословения Клемента Иеронимус построил L&K FCR, первый чисто гоночный автомобиль. Он имел 4-цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. и объемом 5500 кубических сантиметров и был выпущен в двух экземплярах. Именно FCR в 1914 году принес команде L&K историческую для нее победу в гонке Targa Florio на Сицилии.

С началом первой мировой войны в гоночной истории L&K наступила пауза, длившаяся почти 20 лет. После развала Австро-Венгерской империи у фирмы не хватало собственного капитала для дальнейшего расширения, и в 1925 году завод в Млада Болеславе вошел в состав концерна Skoda.

Получив контроль над L&K, руководство Skoda решило сконцентрироваться на выпуске серийных легковых автомобилей. Гоночная деятельность возобновилась в 1933 году - тогда впервые провели соревнования "1000 миль по Чехословакии", задуманные по образу и подобию итальянской Mille Miglia. Три Skoda 637 заняли второе, третье и четвертое места в классе автомобилей с объемом двигателя 2 л.
Skoda 1100 , 1957-1959г.
В 1935 году у гоночной команды Skoda было уже четыре специально построенных автомобиля Rapid Six с двухместными обтекаемыми кузовами. Благодаря двигателям с увеличенным моментом сжатия максимальная скорость возросла до 130 км/ч. В следующем году версия Sport модели Skoda Popular заняла второе место в Monte Carlo Rally среди машин с двигателем 1500 кубических сантиметров. Успех был впечатляющим, и Skoda пустила этот автомобиль в продажу, правда, небольшой серией - в 71 экземпляр.
Skoda Spider 733 , 1975г.
Начавшаяся в 1939 году вторая мировая война прервала успешные гоночные эксперименты компании. Завод в Млада Болеславе на несколько лет перешел на выпуск военной техники для немецкой армии. Пострадавшее во время войны предприятие быстро восстановили, и уже в 1948 году три новых серийных автомобиля Tudor 1101 были выставлены на 24-часовую гонку в Спа. Все три успешно финишировали, преодолев почти 2000 км со средней скоростью 84 км/ч.

Tudor 1101 (он же Skoda Popular) представлял собой рестайлинг машины, созданной еще до войны - стандартное для Европы тех лет решение. Skoda 180/200 RSСвоим названием автомобиль обязан двухдверному кузову (англ. Тwo doors). Впоследствии появилась модель с четырьмя дверями, но называли ее так же. Под этим именем она и вошла в историю.
Во времена "железного занавеса" развитие автоспорта в Чехословакии приостановилось. В 50-х-60-х годах большинство перспективных моделей участвовало в основном во внутренних соревнованиях. Команда существовала благодаря работавшим на заводе в Млада Болеславе энтузиастам, без какой-либо материальной поддержки со стороны. Именно в этот период появился первый автомобиль Skoda для кольцевых гонок в классе FIA Formula 3, впрочем, так никогда и не покинувший пределов Чехословакии.

Несмотря на отдельные успехи в кольцевых соревнованиях, спортивная слава марки складывалась прежде всего благодаря победам в ралли. В начале 60-х модель Octavia Super/TS стала раллийной машиной #1 в классе 1300 кубических сантиметров. Автомобиль весом 1270 кг имел передовой по тем временам двигатель мощностью 55 л.с с легкосплавным блоком, независимо подвешенный на трех опорах. Два года подряд, в 1961 и 1962 годах, Octavia выигрывала знаменитое ралли Monte Carlo в своем классе.
Skoda 1100 OHE  1957
Серийная версия пользовалась популярностью во многих странах соцлагеря. Всего было выпущено более 80.000 машин, некоторые из них до сих пор колесят по дорогам Монголии и Китая.

За Octavia Super/TS последовала целая серия удачных спортивных моделей. Заднеприводные (в коммунистической Чехословакии долго не могли наладить производство ШРУСов) Skoda 110, 120, 130RS и 130LR в семидесятых-восьмидесятых годах часто побеждали в международных соревнованиях. Спортивное купе 2+2 130RS вообще стало одним из самых титулованных автомобилей в классе 1300 и принесло Skoda наиболее громкие раллийные титулы в послевоенный период.
Skoda 130 RS , 1976
В 1974 году в Чехословакию для омологации 130RS приехал комиссар международной спортивной комиссии FIA Пол Фрер, в прошлом - чемпион Ле-Мана. Для него организовали интересную гостевую программу, в частности устроили встречу с Элишкой Юнковой, которая в 1928 году выиграла на Bugatti гонку Targa Florio. Продемонстрировали наконец и автомобиль-соискатель. Все было сделано для того, чтобы убедить комиссара в существовании серии в 1000 экземпляров (на самом деле машин было 12). Фрер поинтересовался, где же остальные 988, и ему объяснили, что серийные 130RS собраны по заказу полиции и в данный момент заняты на службе. Неизвестно, поверил ли этому комиссар. Возможно, он решил, что класс 1300 на кольце не слишком привлекателен для ведущих автопроизводителей, и стоит поддержать Skoda 130 RS , 1976чехов, построивших столь интересный автомобиль.

Все последующие восемь лет действия омологации 130RS выступала и в ралли, и на кольце. Самый большой успех пришел к ней в 1981 году - тогда Skoda завоевала титул чемпиона среди заводских команд в European Touring Car Championship. В тот год чехи обошли даже BMW 635 CSi.

Skoda Octavia WRC ,  2001   С падением коммунистического режима в Чехословакии в 1987 году Skoda оказалась на грани банкротства. Спасло компанию вмешательство правительства, нашедшего для нее нового акционера в лице Volkswagen. Одним из первых шагов немцев стало создание подразделения Skoda Motorsport и профессиональной гоночной команды в Млада Болеславе. Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1994 году Skoda Favorit, укомплектованная 1,3 л мотором, выиграла первый мировой чемпионат FIA F2 для машин 2 л класса у таких серьезных соперников, как Nissan, Renault и GM/Vauxhall.

В 1997 году подразделение Skoda Motorsport начало переход на качественно новый уровень, выставив на нескольких этапах чемпионата WRC "большую" Octavia Kit Car с первым пятиклапанным двигателем, который получил раллийную омологацию FIA. Последняя полноприводная версия Octavia WRC с турбированным мотором мощностью 300 л.с. и с крутящим моментом 600 Нм появилась в сентябре 2000 года. В том сезоне команда выступала в восьми этапах чемпионата, и в четырех из них набирала очки. Нынешний сезон - юбилейный...

"За неполных шесть лет команде удалось проделать путь от победы двух Skoda Favorit в мировом чемпионате FIA F2 до серьезных претензий на место в элите международного автоспорта - на подиум WRC. По любым меркам это выдающийся результат", - сказал член совета директоров Skoda Auto Вилфрид Бокельман, подводя итоги "немецкого" этапа в гоночной истории марки Skoda.
Rambler's Top100

Журнал "MOTOP"

Hosted by uCoz