В нынешнем году компания Skoda отмечает столетие
в автоспорте. Здесь есть некоторая условность.
Отсчет ведется с 1901 года, когда в международных
гонках дебютировала чешская фирма Laurin & Klement, 24
года спустя перешедшая под контроль концерна
Skoda...
Первый принявший участие в официальных
соревнованиях мотоцикл L&K Type C был оснащен
трехсильным одноцилиндровым двигателем и
развивал около 100 км/ч. Любопытно, что за сотню
гоночных лет мощность увеличилась ровно в сто
раз: последняя, юбилейная, Octavia WRC имеет самый
заряженный в истории Skoda двигатель - 300 л.с. А вот
максимальная скорость выросла не так серьезно:
до 205 км/ч.
Первый, "двухколесный", этап гоночной
истории компании (1901-1906) был достаточно короток,
но при этом насыщен событиями. В 1895 году 27-летний
книготорговец Вацлав Клемент и 30-летний механик
Вацлав Лаурин основали в чешском городке Млада
Болеславе небольшую фирму Laurin & Klement
(впоследствии приобретенную Skoda). Первоначально
L&K занималась ремонтом и производством
велосипедов. Однако когда в конце XIX века братья
Вернер в Париже установили на переднее колесо
велосипеда бензиновый двигатель, предложив
таким образом новое средство передвижения,
начинающие чешские производители решили принять
вызов. Несмотря на нехватку опыта и оборотных
средств, Лаурин с Клементом начали работу над
собственной "самодвижущейся двуколкой".
Надо
отдать должное создателям первого чешского
мотоцикла - они отказались от идеи просто
приделать мотор к обыкновенному двухколесному
велосипеду. В отличие от французов, L&K строила
мотоцикл вокруг двигателя. Только восьмая модель
(на современном языке - концепт) принесла
окончательное решение. Выяснилось, что нужна
совершенно другая рама для установки двигателя,
пришлось отказаться от ненадежного и опасного
зажигания калильного типа, вынести рукоятки
управления двигателем на руль, и самое главное -
был сделан привод на заднее колесо.
Ободренные коммерческим успехом своего первого
детища, появившегося в 1898 году, Лаурин и Клемент
решили, что участие в чрезвычайно популярных в то
время классических гонках может стать хорошей
рекламой для продукции их фирмы. Уже упомянутый
первый гоночный "снаряд" L&K, Type C, был одним
из самых надежных мотоциклов того времени. Он
имел одноцилиндровый двигатель объемом 511
кубических сантиметров и мощностью 3 л.с.,
постоянный привод на заднее колесо,
осуществляемый при помощи кожаного ремня, и
разгонялся до 100 км/ч при весе 70 кг.
Официальный дебют новой команды состоялся в 1901
году на знаменитой гонке Париж - Берлин. Первым
"пилотом" L&K стал рабочий фирмы Нарцис
Подседничек, приглянувшийся Клементу высоким
ростом, недюжинной физической силой и
необычайным трудолюбием.
Затея с самого начала
смахивала на авантюру. Из-за недостатка средств
предстояло преодолеть путь в 1196 км с
единственным комплектом шин и без запаски, что по
тем временам казалось нереальным. Кроме того,
путешественникам приходилось ночевать на одной
кровати. Но именно это обстоятельство им и
помогло. Однажды Клемент, которому надоело
слушать кашель своего соседа, вышел прогуляться.
И увидел швейную мастерскую, в которой, несмотря
на ночной час, кипела работа. Внезапно его
осенила блестящая идея. Клемент уговорил портных
сшить толстые прокладки и утром запихал их в
колеса, между камерой и покрышкой - чтобы
избежать проколов.
Это изобретение решило исход гонки - Подседничек
первым среди мотоциклистов добрался до финиша.
Он ехал так быстро, что прибыл в Берлин в три часа
утра, когда члены гоночного комитета еще спали. В
результате слишком шустрого новичка
дисквалифицировали. Но коллеги и болельщики
признали Подседничека победителем - и не
напрасно: уже в следующем сезоне он выигрывал
одну гонку за другой.
В 1903 году команда из Млада Болеслава победила в 32
гонках из 34, в которых участвовала. Настоящий
международный успех пришел к L&K в 1904-1905 годах,
когда команда выступала в Gordon Bennett Cup, по сути
первом чемпионате мира по мотогонкам. В 1904 году
один из двух пилотов L&K, Франтишек Томан, стал
героем этих соревнований, проходивших в
окрестностях Парижа с участием лучших
спортсменов из Франции, Германии, Дании и
Австрии. Почти сразу после
старта у мотоцикла Томана отвалилось седло. Тем
не менее, чеху удалось проехать 270 км и
финишировать вторым, установив при этом рекорд
круга (вместо седла он приспособил свою кожаную
кепку).
В следующем году партнер Томана Вацлав Вондрич
выиграл Gordon Bennett Cup на усовершенствованном
мотоцикле CCR с 2-цилиндровым двигателем мощностью
5 л.с. и максимальной скоростью 125 км/ч.
Французские болельщики окрестили Вондрича
"путешествующим кузнецом" за внушительный
рюкзак с инструментами, с которым он не
расставался во время гонки. Сегодня
инструментальную сумку чешского
чемпиона можно увидеть в музее компании Skoda в
Млада Болеславе.
Принято считать, что автомобильная эра фирмы Laurin
& Klement началась в 1901 году, когда появились
первые моторные повозки. Но по сути это были
четырехколесные мотоциклы. Полноценные
автомобили - двух- и четырехместные легкие
машины, оснащенные V-образными 2-цилиндровыми
моторами с водяным охлаждением, - начали
выпускать только в 1905 году. По традиции того
времени, они носили лаконичные названия Type А, Type В
и Type С.
В
том же году чешские автомобили были выставлены
на гонку в Семмеринге (Австрия), где победили в
"дорожном" классе. В 1906 году на моделях L&K
появились 4-цилиндровые двигатели, а вскоре и
8-цилиндровый мотор. Благодаря налаженной
сбытовой сети фирма быстро осваивала зарубежные
рынки. В 1911 году в производство был запущен
автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л.с. -
самый популярный автомобиль L&K довоенного
периода. Type S пользовался повышенным спросом за
границей, особенно в России, куда продавалось
около 35% выпускавшихся машин. Были созданы
филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и
Ростове. Крупные партии уходили в Японию, Китай,
Австралию, Мексику, Германию и Англию.
В этот период автомобили марки активно
участвовали в соревнованиях, занимая призовые
места. В 1908 году - в гонке Санкт-Петербург - Москва,
в 1910-м - в Альпийской гонке, в 1911-м - в Кавказской.
В 1907 году главным инженером-конструктором L&K
стал легендарный гонщик Отто Иеронимус. Именно с
ним связано большинство гоночных успехов
чешской команды до первой мировой войны. В гонке
Санкт-Петербург - Москва Иеронимус произвел
настоящую сенсацию, став победителем в своем
классе и заняв общее пятое место на дорожном L&K
FC. На этом заднеприводном автомобиле, весившем 900
кг, стоял четырехтактный 2-литровый двигатель
мощностью 16 л.с. с водяным охлаждением. FC развивал
скорость более 100 км/ч.
В 1908 году Иеронимус на треке в Брукленде в Англии
установил мировой рекорд на автомобиле FCS,
разогнавшись до 118,72 км/ч. FCS был улучшенной версией FC (на автомобиль
поставили более мощный 4-цилиндровый мотор и
3-ступенчатую трансмиссию).
Любопытная деталь: гонщики из Млада Болеслава
выступали на "серийных" машинах с
небольшими переделками. Только в 1911 году с
благословения Клемента Иеронимус построил L&K
FCR, первый чисто гоночный автомобиль. Он имел
4-цилиндровый двигатель мощностью 100 л.с. и
объемом 5500 кубических сантиметров и был выпущен
в двух экземплярах. Именно FCR в 1914 году принес
команде L&K историческую для нее победу в гонке
Targa Florio на Сицилии.
С началом первой мировой войны в гоночной
истории L&K наступила пауза, длившаяся почти 20
лет. После развала Австро-Венгерской империи у
фирмы не хватало собственного капитала для
дальнейшего расширения, и в 1925 году завод в Млада
Болеславе вошел в состав концерна Skoda.
Получив контроль над L&K, руководство Skoda решило
сконцентрироваться на выпуске серийных легковых
автомобилей. Гоночная деятельность
возобновилась в 1933 году - тогда впервые провели
соревнования "1000 миль по Чехословакии",
задуманные по образу и подобию итальянской Mille
Miglia. Три Skoda 637 заняли второе, третье и четвертое
места в классе автомобилей с объемом двигателя 2
л.
В 1935 году у гоночной команды Skoda было уже четыре
специально построенных автомобиля Rapid Six с
двухместными обтекаемыми кузовами. Благодаря
двигателям с увеличенным моментом сжатия
максимальная скорость возросла до 130 км/ч. В
следующем году версия Sport модели Skoda Popular заняла
второе место в Monte Carlo Rally среди машин с двигателем
1500 кубических сантиметров. Успех был
впечатляющим, и Skoda пустила этот автомобиль в
продажу, правда, небольшой серией - в 71 экземпляр.
Начавшаяся в 1939 году вторая мировая война
прервала успешные гоночные эксперименты
компании. Завод в Млада Болеславе на несколько
лет перешел на выпуск военной техники для
немецкой армии. Пострадавшее во время войны
предприятие быстро восстановили, и уже в 1948 году
три новых серийных автомобиля Tudor 1101 были
выставлены на 24-часовую гонку в Спа. Все три
успешно финишировали, преодолев почти 2000 км со
средней скоростью 84 км/ч.
Tudor 1101 (он же Skoda Popular) представлял собой
рестайлинг машины, созданной еще до войны -
стандартное для Европы тех лет решение. Своим
названием автомобиль обязан двухдверному кузову
(англ. Тwo doors). Впоследствии появилась модель с
четырьмя дверями, но называли ее так же. Под этим
именем она и вошла в историю.
Во времена "железного занавеса" развитие
автоспорта в Чехословакии приостановилось. В
50-х-60-х годах большинство перспективных моделей
участвовало в основном во внутренних
соревнованиях. Команда существовала благодаря
работавшим на заводе в Млада Болеславе
энтузиастам, без какой-либо материальной
поддержки со стороны. Именно в этот период
появился первый автомобиль Skoda для кольцевых
гонок в классе FIA Formula 3, впрочем, так никогда и не
покинувший пределов Чехословакии.
Несмотря на отдельные успехи в кольцевых
соревнованиях, спортивная слава марки
складывалась прежде всего благодаря победам в
ралли. В начале 60-х модель Octavia Super/TS стала
раллийной машиной #1 в классе 1300 кубических
сантиметров. Автомобиль весом 1270 кг имел
передовой по тем временам двигатель мощностью 55
л.с с легкосплавным блоком, независимо
подвешенный на трех опорах. Два года подряд, в 1961
и 1962 годах, Octavia выигрывала знаменитое ралли Monte
Carlo в своем классе.
Серийная версия пользовалась популярностью во
многих странах соцлагеря. Всего было выпущено
более 80.000 машин, некоторые из них до сих пор
колесят по дорогам Монголии и Китая.
За Octavia Super/TS последовала целая серия удачных
спортивных моделей. Заднеприводные (в
коммунистической Чехословакии долго не могли
наладить производство ШРУСов) Skoda 110, 120, 130RS и 130LR в
семидесятых-восьмидесятых годах часто побеждали
в международных соревнованиях. Спортивное купе
2+2 130RS вообще стало одним из самых титулованных
автомобилей в классе 1300 и принесло Skoda наиболее
громкие раллийные титулы в послевоенный период.
В 1974 году в Чехословакию для омологации 130RS
приехал комиссар международной спортивной
комиссии FIA Пол Фрер, в прошлом - чемпион Ле-Мана.
Для него организовали интересную гостевую
программу, в частности устроили встречу с
Элишкой Юнковой, которая в 1928 году выиграла на
Bugatti гонку Targa Florio. Продемонстрировали наконец и
автомобиль-соискатель. Все было сделано для того,
чтобы убедить комиссара в существовании серии в
1000 экземпляров (на самом деле машин было 12). Фрер
поинтересовался, где же остальные 988, и ему
объяснили, что серийные 130RS собраны по заказу
полиции и в данный момент заняты на службе.
Неизвестно, поверил ли этому комиссар. Возможно,
он решил, что класс 1300 на кольце не слишком
привлекателен для ведущих автопроизводителей, и
стоит поддержать чехов, построивших столь
интересный автомобиль.
Все последующие восемь лет действия омологации
130RS выступала и в ралли, и на кольце. Самый большой
успех пришел к ней в 1981 году - тогда Skoda завоевала
титул чемпиона среди заводских команд в European Touring
Car Championship. В тот год чехи обошли даже BMW 635 CSi.
С падением коммунистического режима в
Чехословакии в 1987 году Skoda оказалась на грани
банкротства. Спасло компанию вмешательство
правительства, нашедшего для нее нового
акционера в лице Volkswagen. Одним из первых шагов
немцев стало создание подразделения Skoda Motorsport и
профессиональной гоночной команды в Млада
Болеславе. Результаты не заставили себя ждать.
Уже в 1994 году Skoda Favorit, укомплектованная 1,3 л
мотором, выиграла первый мировой чемпионат FIA F2
для машин 2 л класса у таких серьезных соперников,
как Nissan, Renault и GM/Vauxhall.
В 1997 году подразделение Skoda Motorsport начало переход
на качественно новый уровень, выставив на
нескольких этапах чемпионата WRC "большую"
Octavia Kit Car с первым пятиклапанным двигателем,
который получил раллийную омологацию FIA.
Последняя полноприводная версия Octavia WRC с
турбированным мотором мощностью 300 л.с. и с
крутящим моментом 600 Нм появилась в сентябре 2000
года. В том сезоне команда выступала в восьми
этапах чемпионата, и в четырех из них набирала
очки. Нынешний сезон - юбилейный...
"За неполных шесть лет команде удалось
проделать путь от победы двух Skoda Favorit в мировом
чемпионате FIA F2 до серьезных претензий на место в
элите международного автоспорта - на подиум WRC. По
любым меркам это выдающийся результат", -
сказал член совета директоров Skoda Auto Вилфрид
Бокельман, подводя итоги "немецкого" этапа в
гоночной истории марки Skoda.
|