Оглавление

<

Главная Концепткар Суперкар Гостевая Фотографии
 

Великий британский суперкар

В наше время, когда автомобили проектируются компьютерами, а изготавливаются роботами, все реже встретишь машину, сработанную старым добрым способом: вручную, с тщательной подгонкой каждой детали и многослойной, тоже ручной окраской. Понятно, что это очень дорогие, элитарные авто: эксклюзивные вещи не делаются на массовом конвейере. К числу таких «последних из могикан» относятся и автомобили Marcos.
С самого начала об автомобилях Marcos прошел слух как о скандально неординарных.

Эта аристократическая марка не имеет такой длинной родословной, как, скажем, Rolls-Royce или Mercedes-Benz. Ее генеалогическое древо пустило свой первый росток четыре десятилетия назад. В 1959 г. молодые и талантливые Джем Марш и Фрэнк Костин открыли в английском городке Брэдфорд на Эвоне небольшую мастерскую по изготовлению автомобилей. Взяв по три первых буквы из своих фамилий, они сотворили эффектное и звучное название фирмы - Marcos.

С самого начала о машинах Marcos прошел слух как о скандально неординарных. Подумать только - в эпоху легких сплавов и пластмасс фирма решилась выпускать автомобили из... дерева! Да еще не простые, а спортивные!

Слухи о «деревянности» оказались слегка преувеличенными. Панели кузова у машины были все-таки пластмассовые. Но нет дыма без огня: днище, ниши колес и переборки кузова действительно можно назвать деревянными.

Правда, при этом нужно сделать серьезное уточнение: здесь применялось не просто дерево, а многослойная фанера толщиной 4-6 мм, пропитанная синтетическими смолами, т. е. своего рода деревопластик.

О достоинствах подобной конструкции можно судить хотя бы по тому, что в годы Великой Отечественной войны из облагороженной древесины делали каркасы для знаменитых советских истребителей Ла-5. Эти самолеты достигали скорости 650 км/ч и, выполняя фигуры высшего пилотажа, выдерживали громадные перегрузки...

Так что корпус у автомобиля Marcos получился легким и прочным, и сравнивать его уместнее не с деревянной бричкой, а с фюзеляжем самолета. Тем более, что он отличался превосходной обтекаемостью - заслуга Фрэнка Костина, хорошего специалиста по аэродинамике.

На первых машинах устанавливали 1,6-литровый мотор Ford, и потому они носили название Marcos 1600. Позже стали применять более мощные, но тоже фордовские моторы: 2-литровый V4 и 3-литровый V6.

В 1961 г. Фрэнк Костин оставил фирму Marcos и на его место пришли два брата - Деннис и Питер Адамсы. Новые люди принесли с собой и новые идеи. Братья-конструкторы стали работать над моделью Marcos 1800. Машина с новым дизайном имела громкий успех на Лондонском автошоу в октябре 1963 г.
Ее облик определил принципиальные черты внешности автомобилей Marcos вплоть до наших дней: длинный, сильно закругленный капот, сдвоенные фары под колпаками-обтекателями, пухлые крылья. Машина оснащалась 1,8-литровым мотором Volvo мощностью 114 л. с. и достигала скорости 187 км/ч.

В 1966 г. фирма начала производить новую модель Mini Marcos - яйцеобразное купе на базе широко известной переднеприводной малолитражки Mini. Машина неплохо продавалась. Особую популярность она завоевала за океаном - на рынке США. Производство «деревянных» шасси оказалось делом дорогим, и потому его в конце концов было решено прекратить. Этапным стал 1969 г., когда братья Адамсы создали новое шасси - со стальным каркасом из труб прямоугольного сечения. С «облагороженной» фанерой было покончено навсегда. Машины на этих шасси комплектовались моторами все тех же излюбленных фирм - Ford и Volvo.

В следующем, 1970 г., фирма Marcos справила новоселье. Производство перевели в город Уэтберри, в более просторные помещения. Здесь начали выпускать новую модель Mantis, рассчитанную, прежде всего, на экспорт в США. Однако надеждам на расширение производства не суждено было сбыться: за океаном ввели новые, жесткие нормы на безопасность и токсичность автомобилей, и американский рынок стал недоступен. Фирма Marcos оказалась в тяжелом финансовом положении. В 1972 г. было объявлено о ее банкротстве.

Но на этом история компании не закончилась. Марка Marcos вновь выплыла на поверхность в 1981 г., с возобновлением производства спортивных машин с 3-литровыми моторами Ford. В 1984 г. родилась новая модель - Mantula Coupe, на которой устанавливалась V-образная «восьмерка» Rover рабочим объемом 3,5 л. А через год появилась и открытая версия этой машины - Mantula Spider.

В 1992 г. в жизни фирмы произошло Событие. На Лондонском автошоу успешно дебютировала модель Mantara, которая на следующий год была запущена в производство. Ей суждено было стать самым известным и популярным авто от Marcos. Она выпускается и по сей день.

 

По сравнению с предшественницей - Mantula, машина несколько «подросла», но главное в ней - не размеры, а формы. Внешность автомобиля Mantara неординарна, и к ней нужно привыкнуть. Она рассчитана на эстета или, если хотите, на сноба. Обилие причудливо изогнутых линий. Пухлые, даже излишне пухлые крылья. Тяжеловесный, сильно скругленный при взгляде сверху передок. Умопомрачительный капот с авангардистскими «залетами» - и старомодные сдвоенные фары под плексигласовыми обтекателями в духе 60-х. А в общем и целом - традиционный британский спорткар.

Кокпит великолепно отделан, обтянут шитой вручную кожей. Круглые, классического стиля приборы врезаны в переднюю панель из дорогого орехового дерева. Но самое интересное то, что Marcos Mantara - единственный среди серийных авто - имеет уникальный блок педалей, снабженных электрорегулировкой: его можно придвинуть или отодвинуть. Это, вместе с рулем, регулируемым во всех плоскостях, обеспечивает удобство для водителя любого роста и любых пропорций.

Кузов - двухместный: либо закрытый - Coupe, либо открытый - Spider. В последнем имеется великолепный мягкий верх, который в хорошую погоду прячется под плотно пригнанным «тонно» позади спинок сидений.

По центру верхнего разъема крышки багажника - «спортивная» заливная горловина бензобака. А сам багажник - не такой уж большой, как обычно у спорткаров, но и не такой уж маленький. Чтобы увеличить его полезный внутренний объем, «запаску» поместили не в нем, а под капотом, в специальном металлическом кармане между фарами.

Гамма силовых установок - специально подготовленные V-образные «восьмерки» Rover рабочим объемом 4 л (200 л. с.) и 4,6 л (250 или 320 л. с.). Отсюда и соответствующая динамика: у самой мощной версии разгон от 0 до 100 км/ч занимает 4,6 с, максимальная скорость - 280 км/ч.

На базе Mantara была создана модель LM, которая внешне отличалась еще более «вздутыми» крыльями и капотом с глубокой продольной нишей - каналом для отвода воздуха от радиатора. Но дело здесь не в дизайне: индекс LM расшифровывался как Le Man и свидетельствовал о спортивных амбициях фирмы. И если дорожная версия LM имеет те же моторы и ту же динамику, что и Mantara, то этого не скажешь о машинах, созданных специально для гоночных трасс.

Так, в 1995 г. два автомобиля LM 600, оснащенные моторами Chevrolet рабочим объемом 6,3 л, выиграли в острой борьбе престижнейшую 24-часовую гонку в Ле-Мане. Эти же машины успешно выступили не только в Европе, но и на знаменитой японской трассе «Судзука», что позволило марке Marcos прийти и на рынок Страны Восходящего Солнца. В последние годы на кольцевых европейских гонках в категории GT2 автомобили Marcos не раз оставляли позади себя таких именитых соперников как Porsche, Lotus, De Tomaso Pantera.

Нужно сказать, что марка Marcos заявила о себе на спортивной арене еще много лет назад. Целый ряд лучших автогонщиков мира, таких как Джеки Стюарт, Дерек Белл и Джонатан Пальмер начинали свою карьеру именно на машинах этой марки... И думается, что на скоростных треках Marcos еще не сказал своего последнего слова...

В начале 1997 г. фирма Marcos представила в Англии очередную новинку - модель Mantis. По дизайну она была дальнейшим развитием машины LM и отличалась от нее измененным рисунком передка и новым капотом с двумя мощными «ноздрями» для выхода воздуха. В целом кузов прошел тщательную доводку в аэродинамической трубе. Кроме того, большое внимание было уделено его прочности как важному фактору пассивной безопасности. Стальная трубчатая рама-каркас одета в панели из композитного материала, по крепости превосходящего сталь.

Не менее важной новацией стал иной силовой агрегат - 32-клапанный Ford Quad Cam V8 рабочим объемом 4,6 л и мощностью 359 л. с. Mantis разгоняется до «сотни» за 4,1 с, а максимальная его скорость достигает 300 км/ч.

Модель Mantis была задумана для завоевания американского рынка, но она собрала неплохие заказы и в Европе.

Цены на машины Marcos соответствуют их качеству. На западноевропейском рын-ке - по другую сторону Ла-Манша, а не на родине марки - Mantara примерно стоит от $43,5 тыс., LM - от $49 тыс. и Mantis - от $60 тыс. Причем в эту базовую цену не входят кожаный интерьер -около $2,6 тыс., климатическая установка - еще приблизительно $2,9 тыс. и многое другое, включая такие «пустячки», как иммобилайзер, окраска «металлик», задний спойлер и т. д. И если такие машины покупают, - значит они кому-то нужны.

Впрочем, клиентов у Marcos сегодня негусто. Годовой выпуск в 1996 г. составил 98 шт., в 1997 г. - около 150. А из этого количество вряд ли найдется хотя бы две одинаковых машины. Потому как каждого покупателя обхаживают на Marcos, словно любимую невесту. Любое его пожелание - закон. Будущего владельца приглашают на фирму, и здесь он сам может выбирать и цвет, и тип двигателя, и набор дополнительного оборудования. Даже сиденья подгоняют под его комплекцию.

В фирменных проспектах любой автомобиль Marcos именуется ни больше ни меньше как «The Great British Sportcar» - «Великий британский спортивный автомобиль». Насчет «британского» спору нет - и по происхождению, и по стилю это чистокровная английская порода. Насчет спортивности тоже все ясно. А вот по поводу величия, конечно, можно было бы и поспорить.

http://auto.avanport.ru

 
Hosted by uCoz