Оглавление

<

Главная Концепткар Суперкар Гостевая Фотографии
 

70 - е годы в автомобилестроении

 

Проблемы семидесятых

Разгулом безудержной роскоши ознаменовалось начало семидесятых годов в среде автомобилестроительных фирм: чего стоил хотя бы 'Сitroen SM' с гидропневматической подвеской или причудливый 'Lamborghini Countach', - да и приоритеты были уже не те: бертоневский 'Stratos' уступил первенство 'Lancia Stratos', непобедимой модели для ралли.

'Сitroen' набирает обороты

Модель 'SM', запущенная в производство в 1970 году, была самым сложным автомобилем, когда-либо сходившим с конвейера, и по праву считается выдающимся достижением мирового автомобилестроения. Снабженная V-образным шестицилиндровым, четырехкулачковым, изготовленным из алюминиевого сплава и с двумя распределительными валами в каждой головке двигателем 'Maserati' рабочим объемом 2670 куб.см, она получила изящную гидропневматическую подвеску всех колес, унаследованную от модели 'DS', и усилитель рулевого управления с переменным передаточным числом. Кузов 'SM' был истинным произведением дизайнерского искусства, не имеющим аналогов ни до, ни после него, с минимальным по тем временам - всего около 0,25 - коэффициентом лобового сопротивления. Крепкий, мощный 'Сitroen SM' получил всеобщее признание как непревзойденный автомобиль для спидвеев, и заставлял остальные машины шарахаться в сторону, появляясь на городских шоссе. Тщательно выполненная конструкция самовыравнивающегося чувствительного рулевого управления и мощная V- образная 'шестерка' делала поездки на нем плавными и суперскоростными. Но все имеется свое начало и конец, и в 1975 году топливный кризис и слияние 'Сitroen' с 'Peugeot' закрыли производство этой модели; в результате было выпущено около 13 тысяч этих великолепных, но требовательных машин. В качестве равноценной замены была выпущена модель 'GS' 1970 года - машина среднего уровня, снабженная четырехцилиндровым горизонтальным оппозитным двигателем; вскоре она становится лидером в своем классе машин, благодаря гидропневматической подвеске колес и четким, аэродинамически эффективным линиям кузова. 'Сitroen GS' в 1970 году получил достойного конкурента - классический переднеприводной седан 'Alfasud'. По размерам ничем не отличающийся от 'Сitroen', он был оснащен скоростным мотором с четырьмя горизонтальными оппозитно расположенными цилиндрами водяного охлаждения и продуманным шасси, обеспечивающим хорошую управляемость и держание дороги. Однако уровень сборки и антикоррозийной защиты оставлял желать лучшего.

Достойный конкурент 'Сitroen' - 'Alfa Romeo', представившая в 1971 году модель 'Alfasud'. Поначалу популярный и довольно дешевый седан, вполне комфортабельный, с двигателем рабочим объемом 1186 куб. см, он постепенно покоряет вершину автомобильного рынка, не растеряв при этом свои великолепные качества. 'Сitroen SM' и 'Alfasud' казались золушками на фоне режущего глаз великолепия 'Countach' компании 'Lamborghini'. Впервые показанный на Женевском салоне 1971 года как 'концепт-кар' кузовной фирмы 'Bertone', он был запущен в производство только в 1974 году в качестве преемника 'Miura', и денег на него не жалели.
Под холеным великолепием 'Countach' скрывается ходовая часть и коробка передач спортивной 'Lamborghini' и продольно расположенный V- образный двенадцатицилиндровый двигатель рабочим объемом 3929 куб.см; машина 1985 года, показанная на фотографии, имеет двигатель объемом 5,2 л. и мощностью 455 л.с., с четырьмя клапанами на цилиндр. По свидетельству журнала 'Autocar', эта машина способна развивать скорость до 286 км/ч.
Двигатель 'Countach', V-образный двенадцатицилиндровый 'Lamborghini', поместили продольно в центре машины, смонтировав его на пространственной трубчатой раме, обшитой панелями из сверхтонкого алюминия, спереди к нему крепилась коробка передач. Ходовая часть была выполнена в соответствии с практикой конструирования гоночных машин, с использованием отливки из магниевого сплава. Великолепный, запоминающийся кузов с поднимающимися дверцами, оригинальные воздухозаборники - все это заставляло автомобилистов забыть о благоразумии. Ничуть не хуже была и его начинка: максимальная скорость - 290 км/час, плавное прохождение поворотов, восхитительная управляемость, мягкий бесшумный ход. И правы были те, кто назвал 'Countach' 'пределом совершенства шоссейного автомобиля'. На фоне такого великолепия модель '365GT4', или 'Berlinetta Boxer', фирмы 'Ferrari', дебютировавшая в 1971 году, производила неблагоприятное впечатление, однако по техническим характеристикам ничуть не уступала 'Lamborghini': с двигателем рабочим объемом 4,4 литра, способным развивать скорость 275 км/час, также расположенным посредине кузова, с коробкой передач, для более рационального использования внутреннего объема кузова расположенной под мотором. Конструкторы 'Ferrari' отказались от традиционного V-образного двенадцатицилиндрового двигателя в пользу горизонтального, с противолежащим расположением двенадцати цилиндров, заимствовав эту компоновку 'Boxer' у двигателей 'Ferrari' для гоночных автомобилей. Шасси также использовало опыт гоночных машин: пространственная трубчатая рама и стальные панели кузова.
'Ferrari 365GT4', известная также как 'BB' - 'Berlinetta Boxer', - первоначально с 4,4-литровым двенадцатицилиндровым двигателем с оппозитными цилиндрами, в 1969 году получает двигатель объемом уже 4,9 л. и индекс '512ВВ'. До 1981 года на машину устанавливались четыре карбюратора 'Weber', пока их не сменило впрыскивание топлива. На снимке - рядом с моделью '512' легендарная 'Daytona'. 'Boxer' не стал предметом обожания, как 'Countach', однако, будучи более спортивным и практичным, он привлек внимание поклонников автомобильного спорта.
'Bora' фирмы 'Maserati' использовала узлы 'Citroen', после того как в 1968 году французы взяли ее под свое крылышко. И тормоза, и сиденья имели привод с ситроеновской гидравликой, но кузов был выполнен Д.Джуджаро из 'Ital Design'. Попроще 'Boxer' и 'Countach' был 'Bora' фирмы 'Maserati', с V-образным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4,7 литра, развивающим скорость 275 км/час, расположенным посередине.
. Более тяжелый, чем его собратья с центральным расположением двигателя, не вполне соответствующий духу спортивных машин, 'Bora' стал отличным образчиком автомобиля класса 'гран туризмо', характеризующимся хорошими скоростными показателями и великолепной устойчивостью. Несколько упрощенной его модификацией стала модель 'Merak', с кузовом типа '2+2' и V-образной 'шестеркой'. Дизайн кузова был разработан Джуджаро и во многом копировал 'Bora'.
Преемница 'Bora' - 'Merak', с V-образной 'шестеркой' от 'Citroen- Maserati', размером три четверти восьмицилиндрового двигателя 'Bora'. Укороченный двигатель дал возможность создать пассажирский салон '2+2' с двумя 'взрослыми' и двумя 'детскими' местами. Без особых изысков, но тщательно сконструированный 'De Tomaso Pantera' фирмы 'Maserati' пошел по пути привлекательного, но плохо управляемого хребтового шасси 'Mangusta'. Выпущенную в Америке в 1970 году при поддержке 'Ford' в качестве недорогой машины для широкого потребителя, 'Pantera', казалось, ожидало большое будущее, однако простоватый дизайн и небрежное исполнение заставили ее сойти с дистанции.
На снимке - модель 1972 года 'Pantera', которая сменила 'Mangusta', унаследовав ее некоторые неоригинальные черты. Первоначально 'Pantera' испытывала трудности с механикой, что побудило американский 'Ford' прекратить сотрудничество с 'De Tomaso'. 'Ford' умывает руки, но 'Pantera', снабженная мощной фордовской 'восьмеркой', малыми сериями выпускалась до 1990-х годов, поспешно пытаясь исправить погрешности кузовного дизайна.
. Довольно долгая история этой модели говорит о привлекательной, хотя и довольно проблемной езде на этом автомобиле. В семидесятые годы центральное расположение двигателя для машин класса 'гран туризмо' стало нормой; эти годы ознаменовались появлением суперавтомобилей-новичков с V-образными восьмицилиндровыми двигателями и дизайном, заложенным 'Bertone', пытающихся составить конкуренцию 'Ferrari' и 'Lamborghini'. 'Lamborghini Uracco' и ее более поздние модификации 'Silhouette' и 'Jalpa' вскоре отказались от этой идеи, но 'Ferrari 308GT4' дала жизнь довольно привлекательным моделям с элегантными кузовами 'Pininfarina', продержавшимся до конца восьмидесятых годов: '308 GTB' и сменившая ее 'GTS' со щитообразной крышей хотя и не могли тягаться с изящной '246 Dino', но присущий им дух 'Ferrari' делал эти машины довольно привлекательными, а V-образная 'восьмерка' снова стала визитной карточкой автомобилей из Маранелло. 'Lancia Stratos' резко отличалась от холодной элегантности автомобилей класса 'гран туризмо'. Она была первой моделью, специально созданной для ралли, хотя дизайн этого автомобиля образца 1971 года лишь отдаленно напоминал изначальный вариант, выполненный в 1970 году по наброскам Бертоне.
Яркая элегантность этой 'Lancia Stratos' обманчива: она была ориентирована на ралли, причем одна из моделей лидировала на международных ралли семидесятых годов. Изначально 'Stratos' была нацелена на ограниченное производство; V-образная 'шестерка' 'Ferrari Dino' располагалась поперек клинообразного кузова, и это странное творение не только работало, но и завоевало 82 первых места на международных ралли в 1972-1979 годах. Суперскоростная, с реакцией карта, хотя и требующая от гонщика больших усилий и мужества в борьбе с чрезмерной поворачиваемостью короткобазной 'Lancia', эта машина поставила с ног на голову все понятия об автомобиле для ралли.
 

С небес - на землю

Мечтам о создании суперавтомобиля в семидесятые годы не суждено было сбыться: топливный кризис 1973-1974 годов, ограничения, связанные с защитой окружающей среды расправились с мощными американскими автомобилями, за ними ушли в небытие мелкие специализированные автомобилестроители Европы. У 'Jensen' и 'ISO' оказались связанными руки, 'Maserati' и 'Aston-Martin', когда их положение стало безнадежным, поглотили более крупные производители. Золотой век гигантов с семилитровыми моторами отошел на задворки истории: это подтвердил 'Ford', выпустив свой новый 'Mustang' со скромным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 2,3 литра. В этой гнетущей атмосфере 'Lotus' становится основоположником новой тенденции в развитии автомобилестроения, запустив в производство в 1974 году эффектную приемистую и экологически безопасную двухлитровую 'Elite'. Основанная на технических принципах 'Elan' - хребтовая рама и кузов из стеклопластика, - 'Elite' представляла из себя как бы две искусно соединенные части: четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1973 куб.см. и блок цилиндров из легкого сплава. Опробованное, хотя и неудачно, впервые в спортивном автомобиле 'Jensen-Healey' 1972 года, теперь было применено на 'Elite'.

Четырехместная модель 'Elite' 1974 года, первая машина 'Lotus' с двигателем, изготовленным этой фирмой самостоятельно и имеющим некоторые погрешности: он плохо работал с малой нагрузкой. Качество 'Elite' оставляло желать лучшего, да и двигатель был доведен лишь в более позднем 2,2-литровом варианте, однако в этом облегченном 'Lotus' была заложена умная концепция, показавшая, что хорошие технические характеристики не обязательно зависят от количества цилиндров.
Следующая модификация с кузовом 'фастбэк' - 'Eclat' - заложила основу для модели 'Excel', до недавнего времени еще сходившую с конвейера. 'Elite' не стала для 'Lotus' конечной целью, и в 1975 году он заявил о производстве модели с центральным расположением двигателя 'Esprit'. Фактически это был тот же двигатель, что у 'Elita', но смонтированный продольно на традиционном хребтовом шасси 'Lotus'. Клинообразный кузов, детище Джуджаро, преобразил 'Esprit' в ностальгическую машину для поклонников 'Porsche', 'Ferrari' или 'Maserati'. Отделка и детали выдавали в нем новичка, но великолепное шасси намекало на гоночных предков этой модели.
В 1975 году 'Lotus Europa' сменила 'Esprit', с модным кузовом от Джуджаро: ребра его напоминали сложенный лист бумаги. На снимке - великолепная 'Esprit Turbo' 1984 года. Приверженец резких линий и острых ребер, английский 'Aston-Martin' и его новые хозяева возродили 'Lagonda', превратив ее в откровенно футуристичный клинообразный четырехдверный седан, в основу которого были положены механические узлы модели 'DBS' с восьмицилиндровым двигателем. Заявленная в 1976 году, она была запущена в производство лишь в 1978-м, напичканная множеством цифровых приборов и сенсорным переключением передач.
Семейство 'Lagonda', корнями уходившее к 'Aston-Martin DBS': на переднем плане - вытянутая 'DBS' (таких машин в 1974-1976 годах было выпущено всего семь), сзади - запущенный в производство в 1978 году и буквально напичканный электроникой автомобиль, с характерными ребристыми боками. Эта машина обладала магической привлекательностью и не имела аналогов: этакий 'английский бульдог' среди мелких шавок. В семидесятые годы было выпущено несколько модификаций этой модели: звероподобный 'Vantage' с 370-сильным мотором 1977 года и 'Volante' с откидным верхом - годом позже.
Семидесятые годы были прогрессивными для восьмицилиндрового V- образного двигателя 'Aston-Martin'. На снимке - модель 'Vantage' 1977 года с 370-сильным двигателем, сразу узнаваемая по глубокому спойлеру и вдавленной решетке с противотуманными фарами.
 

Супермощные, практичные, двенадцатицилиндровые семидесятые

К концу семидесятых вновь возрождается оптимизм в этой отрасли, а вместе с ним - такие модели, как 'Porsche 911 Turbo', еще раз подтвердивший технологическую мощь фирмы успехами на гонках. На смену 'Carrera' с 2,7-литровым двигателем и ее преемницы 'Carrera RS 3.0' с трехлитровым пришла модель 'Turbo', узнаваемая по столообразному заднему спойлеру и хищным колесным аркам. Ее двигатель рабочим объемом 2994 куб.см, оснащенный турбонаддувом, развивал мощность до 260 л.с. с крутящим моментом 35 кг/м - эффект ошеломляющий! К 1977 году рабочий объем возрос до 3299 куб.см, а мощность - до 300 л.с., да и весь облик машины поражал своей мощью.

'Porsche 911 Turbo' появился в 1974 году и поражал своей конструкцией гоночной машины, вполне применимой и в повседневной жизни: сверхширокие колеса, выпирающие колесные арки и столообразный спойлер , уникальные для этой модели; позднее их использовала дорожная модель 'Carrera'. 'Turbo' не стремился во всем походить на гоночный автомобиль: обладая воистину ракетоподобной мощью, с высоким уровнем управляемости, этот суперавтомобиль был необыкновенно послушен и, по мнению знатоков-автомобилистов, по-настоящему практичен
За 11 лет своего существования 'Porsche 911' прошел долгий путь в своем развитии. Снова пришло время мощных машин, и даже консервативный 'BMW' ощутил потребность в создании немецкого суперавтомобиля: им стал 'М1' с центральным расположением двигателя, создаваемый как модель для гонок, способная соперничать с 'Porsche' в Group 5. К сожалению, заключив договор на производство автомобиля с 'Lamborghini', 'BMW' здорово просчитался: итальянская фирма переживала тогда не лучшие времена и была объявлена несостоятельным должником, и проект практически был заморожен. Естественно, планам 'BMW' выступить в Group 5 не суждено было осуществиться, и фирма организует свой чемпионат 'М1', длившийся всего два сезона; ради этого было выпущено 399 экземпляров машины, на которых состязались 50 гонщиков.
На снимке - купе 'М1' 1978-1981 годов с центральным расположением двигателя. Задуманная создателями как машина Group 5, она участвовала лишь в марочном чемпионате 'М1', и ее активная жизнь оказалась очень короткой. Модель 'М1', продержавшаяся на конвейере с 1978 по 1981 год, была оснащена классическим двигателем 'BMW' - 'шестеркой' продольного расположения, с четырьмя клапанами на цилиндр, головкой из легкого сплава и двумя распределительными валами. Рабочий объем двигателя составлял 3423 куб.см, мощность: 280 л.с. - для шоссейных машин, 470 л.с. - для гоночных и почти 850 л.с. - для двигателя с турбонаддувом Group 5. Мотор был установлен на трубчатой раме, где также монтировался кузов из стеклопластика, так любимого его создателем Джуджаро.
Больших успехов 'BMW' добился на европейских чемпионатах легковых автомобилей с моделью 'CS'-купе и более поздней легковой 'CSL' 1971 года, все время совершенствуя их аэродинамические характеристики. На снимке: у серебристой машины - характерный глубокий передний спойлер и нечто вроде триммера на крыше; заднее крыло - типа 'бэтмобиль'. В итоге получилось двухдверное купе с довольно послушным двигателем, великолепным мягким проходом на поворотах и приличной скоростью - 250 км/час, что вполне отвечало требованиям гоночного автомобиля. Однако модель 'М1' не была для 'BMW' пробивной, поэтому век ее оказался недолог.
Тем временем 'Porsche' не терял времени даром и предложил вниманию пораженных знатоков автомобилестроения приземистую модель '928', с V-образным восьмицилиндровым двигателем переднего расположения, великолепный образчик машин класса 'гран туризмо', на целое поколение опередивший модель '911' с двигателем, расположенным сзади. 'Porsche 928' 1977 года стал событием в мире автомобилестроения: обстоятельный, тщательно отработанный автомобиль, с кузовом типа '2+2', комфортабельный, незаменимый для дальних поездок и при этом с прекрасными характеристиками управляемости и устойчивости, что было коньком 'Porsche'.
Не оправдавшая ожиданий поклонников традиционного 'Porsche' - модель '928' 1977 года с V-образным восьмицилиндровым двигателем переднего расположения, задней коробкой передач; купе типа '2+2'. 'Porsche 928' и не претендовал на роль спортивного автомобиля: его V- образный восьмицилиндровый двигатель из легкого сплава развивал лишь 240 л.с., уступая по этому показателю мотору '911 Carrera'. Он не отличался и особой изысканностью, как его конкуренты в категории 'гран туризмо', в результате чего спрос на машину резко упал.
 
Постепенно модель '928' набирала мощность и стала приближаться к классу спортивных машин, однако поклонники 'Porsche' по-прежнему предпочитали модель '911'. Это был поистине трагический момент, ведь 'Porsche 928' со временем стал величайшим гоночным автомобилем в мире; он был слишком неординарен и противоречив, чтобы иметь коммерческий успех на рынке. Однако восьмицилиндровый мотор, используемый в моделях 'Porsche', уже не был технической новинкой: в 1971 году 'Jaguar' первый вышел на рынок с двенадцатицилиндровой машиной массового производства. Первоначально такой двигатель устанавливался на модель 'Е type', к тому времени достаточно устаревшую, что означало возврат к типу прогулочной машины с мягкой подвеской, так как новый 5,3-литровый двенадцатицилиндровый двигатель, мягкий, бесшумный, работал ровно, с ленцой. Не отвечая требованиям спортивного автомобиля, он скорее подходил для моделей 'XJ12' и 'XJ-S'.
'Jaguar XJ12', модификация первоклассного 'Daimler' - 'Double-Six Vanden Plas', - один из самых известных в мире седанов.

Дань практичности

 

Модель 'SD1', сменившая 'Rover P6', не состоялась, благодаря тому что в 1976 году материнская компания 'British Leyland Cars' стремительно разваливалась. А модель-то была довольно перспективная: с V-образным восьмицилиндровым двигателем, кузовом 'хэчбэк' универсального назначения, подвеской с ведущей задней осью, незаменимой для длительных комфортных путешествий, весьма интересный дизайн Дэвида Баха.

На снимке - ее высокомощная модификация 'Vitesse' 1982 года. По другому пути пошли оригинально мыслящие инженеры из британской компании 'Rover', в 1970 году предложив новый 'Range-Rover', уникально сочетающий великолепную проходимость 'Land-Rover' и комфорт дорожной машины. 'Rover' 1967 года был снабжен V-образным восьмицилиндровым алюминиевым двигателем от 'Buick' рабочим объемом 3,5 литра, великолепной энерговооруженностью, лонжеронной рамой и выносливой пружинной подвеской колес, оснащенной саморегулирующимися упругими элементами, обеспечивающими плавность хода, сохраняя при этом непревзойденные качества 'Land-Rover' при езде по бездорожью.
Сама фирма-производитель была ошеломлена той популярностью, которая выпала на долю ее детища - 'Range-Rover' 1970 года: публика, никогда не выезжавшая за пределы города, была покорена этим не имеющим аналогов автомобилем, рассчитанным на бездорожье, но наделенным всеми достоинствами обычной комфортабельной машины. И сегодня, по прошествии почти 30 лет, его законченный и очень функциональный дизайн остался непревзойденным. Во истину велик автомобиль, одинаково уверенно чувствующий себя и на раскисшей сельской дороге, и рядом с 'Countach' на Французской Ривьере.
'Ferrari 365GTK/4', выпускавшийся лишь в 1971 и 1972 годах, незаслуженно забыт. Он был оснащен 4,4-литровым двигателем 'Daytona', с двумя распределительными валами в каждой головке, с мокрым картером. Коробка передач была расположена в блоке с двигателем, а не сзади, как у 'Daytona'.
Представителями шведской школы автомобилестроения являются компании 'Saab' и 'Volvo'. На снимке - неамбициозная концепция турбонаддува 'Saab 99 Turbo' 1977 году: он дал жизнь '99'-й модели , вполне респектабельной, но способной на равных тягаться со спортивным 'BMW'.
Один из немногих спортивных автомобилей семидесятых, вполне приемлемый по цене, - 'Fiat X 1/9'. Он стал ярким примером того, как поперечный двигатель с приводом на передние колеса может быть использован при создании практичного автомобиля, остающегося при этом спортивным: 'Sprite'/'Midget'/'Spitfire'. Однако, в отличие показанного на снимке антикварного варианта, он стоил производителям довольно дорогои не получил дальнейшего развития

AutoFanat

 
Hosted by uCoz